Наверное, у каждого свои воспоминания о походах в цирк: круглая арена, запахи, звуки, сладости в антракте, дрессированные животные и необычные номера. Цирк в Автово вмиг погружает зрителей в атмосферу праздника. Петербургскому государственному цирку исполнилось 95 лет, и у самых его ворот представлена ретроспектива – все время его существования на фотографиях, с самого основания и до наших дней. В фойе музыканты в ярких костюмах играют знакомые мелодии. Смотреть представление идут целыми семьями: папы и мамы, дедушки и бабушки – все они, попадая сюда, в мир акробатов, жонглеров, клоунов и экзотических животных, снова становятся маленькими детьми, которые с замиранием сердца ждут начала выступления.
Программу открыла шестёрка лошадей – белые и вороные. Украшенные блёстками и перьями, они то играли в шахматную доску, чередуя масти, то выстраивались тройками, как будто везли невидимые кареты, то переходили на галоп, проносясь мимо зрителей. Маленький мальчик, сидящий рядом, очарованно вздохнул: «Какие красавицы…»
Следом пошла череда акробатических, эквилибристических, иллюзионистских номеров. С замиранием сердца все смотрели, как башня из стульев росла всё выше и выше, а эквилибрист замирал то на одной руке, то на другой, а потом и вовсе встал на голову.
Очаровательное «Парижское кафе» – фокусы с трансформацией, загадочные сфинксы-акробаты, динамичный «Кубический синдром» – виртуозное жонглирование, воздушная гимнастика, а между номерами то и дело появлялся клоун Роб. Он связывал между собой все выступления, превращая всё действо в единое целое. Без этих коротких реприз представление было бы похоже на россыпь ярких бусин, которые Роб одну за другой нанизывал на невидимую нить.
Позже на арену вышли важные и серьёзные верблюды. Они внимательно разглядывали зрителей, невозмутимо, не торопясь передвигались по арене, вальяжно демонстрируя свои умения, – поднимали по команде ноги, ложились и даже стаскивали с дрессировщика рубашку.
Особенно впечатлил и юную, и взрослую публику номер «Встречные качели». Обычно подобные номера исполняли мужчины, но здесь создатели перевернули всё представление об этом трюке: хрупкие девушки в развевающихся платьях бесстрашно перепрыгивали с одного помоста на другой. Огромные платформы находились в постоянном движении, раскачиваясь с каждым разом всё сильнее и сильнее, прыжки становились сложнее: переворот в воздухе, шпагат, кувырок. Из зрительного зала постоянно раздались возгласы испуга и удивления.
Ну и конечно, звезды программы, которых с нетерпением ждали все, – в конце представления на арену вышли белые медведи, похожие на огромные плюшевые игрушки с тщательно расчёсанной белой шерстью и пушистыми тяжелыми лапами. Вот только они вовсе не игрушечные, а настоящие хищники, поэтому организаторы позаботились о безопасности – на животных были надеты намордники, да и зрителей от арены отделяла сетка. Дрессировщики проделали огромную работу: медведи кувыркались, играли на музыкальных инструментах, танцевали. Уследить, однако, за всеми сразу невозможно, и вот уже двое мишек играют друг с другом, а другой оглядывается и замечает за своей спиной зрителей. Первые ряды замерли, когда он приблизился к сетке и повёл чёрным блестящим носом, принюхиваясь. Но дрессура одержала верх: пушистый артист подмигнул сидящим на первом ряду детишкам и снова вернулся к центру арены.
Описывать впечатления от выступлений можно бесконечно, но цирк дарит своему зрителю гораздо больше, чем просто красочное шоу артистов и животных. Каждого, кто хоть раз попадал под его купол, он многому научил: смеяться и сопереживать, стремиться к новым высотам и достигать большего, а главное – по-настоящему удивляться и искренне верить в чудо.