В одном из старейших кинотеатров города – киноцентре «Родина» – за сутки до главной церемонии Американской академии, прошла Ночь оскаровских фильмов. Независимый проект «ИноеКино» представили питерскому зрителю два фильма в главной номинации премии: «Отрочество» Ричарда Линклейтера и «Одержимость» Дэмьена Шазелла.
Вечер предполагал быть насыщенным: две достойные Оскара киноленты, печеньки, чай – и все это ночью в зале с колоннами, где со стен на тебя смотрят медузы-горгоны, а на потолке причудливая лепнина. Это было непривычно и по-настоящему необычно.
Перед началом показа координатор проекта Алексей вводил всех в историю создания каждого из фильмов и даже поделился ожиданиями критиков по поводу номинантов. Киноленты крутили в оригинале с субтитрами – спасибо кураторам, т.е. можно было услышать дыхание актеров, даже малейшие шорохи. Кого-то может отвлекать чтение субтитров от самого фильма, но настоящему киноману, а именно такие любители и собрались в ту ночь в кинотеатре, ничто не помешает.
Как организаторы получили права на показ фильма «Отрочество» – только им известно, но то, что это было непросто, даю вам стопроцентную гарантию. Так или иначе, собрался целый зал на «единственный и эксклюзивный кинотеатральный показ в России».
Если говорить кратко о сюжете фильма, то мы наблюдаем 12 лет жизни мальчика с первого дня в школе до первого дня в колледже. Герой, которого играет Эллар Колтрейн, переживает многочисленные переезды, несколько разводов матери с пьющими отчимами, редкие встречи с отцом, знакомство с марихуаной и алкоголем, первое влечение к противоположному полу, поиски себя, даже президентские выборы Обамы, поттероманию и иракский конфликт. Можно сказать, что мы посмотрели Шоу Трумена в перемотке, где ребенок взрослеет на глазах, причем именно взрослеет сам по себе, а не с помощью толпы гримеров. Ведь, как известно, фильм снимали на протяжении 12 лет. Но «Отрочество» – кнолента как будто о настоящем, мы видим, как юные Мэйсон и Саманта взрослеют, а их родители стареют на пять лет в час. Текучесть времени, ее мимолетность, о которой говорит главный герой в конце фильма, становится осязаема. Изменчивость «сегодня и сейчас», когда герои, как и сами актеры, не знают, что произойдет в их дальнейшей жизни, очень правдоподобна, ведь сценарий фильма переписывался много раз. Опять же интересный факт: роль Саманты – сестры Мэйсона – исполняла дочь режиссера Лорелей Линклейтер, и в какой-то момент она попросила убрать ее героиню из сюжета, но все утряслось, и девушка продолжила сниматься. В этом фильме меня поразила способность режиссера поймать течение времени и умение удержать его в пространстве фильма.
Второй кинолентой ночного марафона стала дебютная работа Дэмьена Шазелла – «Одержимость».
Не стоит путать этот фильм с «Одержимостью», в которой снялся Джош Хартнетт! Ну что поделать, оригинальность русских прокатчиков не перестает радовать. В оригинальном переводе «whiplash» значит «бич, кнут, работа из-под палки», однако название лента получила от джазового произведения, которое разучивал оркестр в фильме. В отличие от «Отрочества», эту киноленту снимали всего 19 дней. Изначально это вообще была короткометражка, потому что сценарий фильма еще с 2012 года значился в списках невостребованных проектов Американской академии. Но после фестиваля SunDance, на котором кинолента получила главный приз, а потом еще парочки-другой премий, типа BAFTA и Золотой глобус, Дэмьен Шазелл нашел силы и средства снять полнометражный фильм. История о барабанщике, жаждущем признания.
Здесь, наверное, можно оправдать русских прокатчиков, потому что никак иначе, кроме одержимости, увиденное не назовешь. Главный герой Эндрю – в исполнении Майлза Тэллера – остается после занятий, сбивает пальцы в кровь, живет в консерватории, в наушниках у него постоянно зубодробительные ритмы Эндрю Бадди Рича. Вместе с тем герой терпит издевательства тирана-дирижера, который готов швырнуть в тебя стул за не тот темп. С другой стороны – одержимый идеальным звучанием Джонатан Кимбл Симмонс в роли руководителя оркестра, для которого «Хорошо, молодец!» звучит как приговор. Бешеный темп фильма, как и немыслимые ритмы джаза, заставляют ощутить всю палитру чувств от жалости до ненависти. Это абсурдное противостояние заканчивается гениальной финальной сценой, где на первый план выходит то самое идеальное звучание, в поисках которого два героя готовы были перегрызть друг другу глотки.
Майлз Тэллер, парень больше известный по комедиям «Проект X: Дорвались», «21 и больше» и «Этот неловкий момент», оказался не так прост. Для меня стало открытием его глубокое драматическое понимание роли, думаю, как и для многих, теперь критики пророчат ему большое будущее. О роли Дж.К. Симмонса, думаю, вообще не стоит говорить – за него все скажет его Оскар за «Лучшую мужскую роль второго плана».
Сравнивать фильмы было бы кощунственно, но я искренне рада, что первым показали «Отрочество», а не «Одержимость». Если бы показали в другом порядке, то многие в зале бы встали и ушли. Благо, организаторы все предусмотрели и не дали уснуть никому в ту ночь.
Текст Катя Маханькова