Невидимая потому, что не хотят видеть

Моно-моно-моноспектакли захватили Петербург в связи с проведением Петербургского театрального фестиваля «Монокль». Один из таких спектаклей прошел в буфете БДТ. «Видимая сторона жизни» о гласном и потаенном, о том, как чей-то огонь для нас может стать равнодушием.6479a71045716edf90223b6a0e0d713e

«Не бойся синей качки этой вечной,

Не говори   не тронь меня, не тронь,

Когда тебя Господь, как старый жемчуг,

Из левой катит в правую ладонь».

«Мартовские мертвецы» Елена Шварц, 1980

Именно на поэзии Елены Шварц, чьё творчество балансирует на грани реальности и фантасмагории, основан спектакль Бориса Павловича. Актриса Яна Савицкая создает образ поэтессы и на протяжении часа рассказывает зрителю ее историю. Начинается все довольно странно: актриса бездумно и с запинками читает стихи из тетради. Люди за столиками – напомню, что спектакль проходил в буфете – уже начинают кашлять и поглядывать на часы. Но картинка начинает прорисовываться: поэтесса, устав читать, решила просто пообщаться со зрителями, которые стали уже частью спектакля. В этот момент становится вполне логичным и понятным использование такого рода площадки. Поэтесса рассказывает о своей жизни, на фоне играет невнятная музыка и неожиданно всплывает важное воспоминание. Гаснет свет, затихает мелодия, и мы впервые слышим настоящие слова – невидимая сторона жизни.febc35a599ee4bb29192d6068281 Эмоциональная речь героини обращена к людям, которые забыли, для чего существует поэзия. Актриса постоянно перемещается в пространстве, кинопленка жизни прокручивается, останавливаясь только на важных моментах, скрытых от всего остального мира.  Зрителя постепенно подводят к тому, что огонь поэзии, горящий и сжигающий изнутри, это та же невидимая сторона жизни. Невидимая потому, что ее не хотят или не умеют разглядеть, не умеют распознать самое главное в человеке, довольствуясь мимолетными и поверхностными суждениями, а это, собственно, противоречит природе вещей. Это то, что касается мысли и сверхзадачи постановки, а в вопросе воплощения все же есть к чему стремиться. Темпо-ритм спектакля был несколько рваным, оттого и целостность не являла собой идеального шара. Моноспектакли – крайне сложный жанр для актера, это всем известно. Однако они хороши своей формой именно потому, что в идеале происходит полное погружение в переживания героя.Sc9n195jiWw Идея создания спектакля непроста, режиссер Борис Павлович приоткрыл занавес этой истории: Импульсом для создания спектакля стало острое чувство вины. Все началось с этюдов по стихам Елены Шварц, которые время от времени делала Яна Савицкая. Так как стихи давались с трудом, мы стали искать ключи в автобиографической прозе. В наших планах была поездка в Питер на поклон к автору, так сказать, но весной 2010-го пришло известие о смерти Елены Андреевны. А ведь мы даже ни разу не написали ей о наших экзерсисах. Пришлось отбросить все поэтические попытки и сделать спектакль о последних часах жизни поэта. О реальной жизни Елены Шварц нам было ничего неизвестно, поэтому это своего рода квазибиография – поток сознания. События и встречи последних часов жизни смонтированы из фрагментов юношеских записок, философской прозы, литературных эссе, посвященных другим поэтам. Это наша Елена Шварц, с которой мы так и не встретились.vidimaya-storona-zhizni-630x374 В конце спектакля, зритель снова слышит одно из тех стихотворений, что прозвучало в начале, но теперь, оглядываясь на весь этот путь, оно звучит иначе. Проникновенная подача актрисы дает импульс и смысл. Видимая сторона жизни – не главное. Так может, чтобы понять истинную суть вещей, следует иногда закрывать глаза и чувствовать? Ведь ощущение, понимание и принятие незримого не подводит.

Текст: Иванова Ольга

Фото предоставлены пресс-службой театра

[gallery ids="74239,74240,74241,74242,74243,74244,74245,74246,74247,74248,74249,74250"]

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения