Всем известна комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь» о волшебном мире фей и эльфов, где метафорично изображено непостоянство человеческой любви. В 1982 году гениальный режиссер Вуди Аллен снял фильм «Сексуальная комедия в летнюю ночь»: это история о трех парах, отдыхающих в загородном доме, наедине друг с другом они понимают, что их партнеры не самые лучшие, и это понимание приводит к весьма забавным метаморфозам и переменам. В продолжение этой темы актёр Театра на Литейном Александр Рязанцев поставил спектакль «Сон в белую ночь» по пьесе Алексея Яковлева «Островитянин». Постановка стала первой режиссёрской работой артиста, с чем мы его искренне поздравляем.
Сюжет спектакля, премьера которого прошла 29 января на малой сцене театра, цепляет не сразу. Подкупает тот факт, что действие происходит в Ленинграде 80-х годов, как раз во времена молодости наших родителей. За большими окнами квартиры, расположенной на Васильевском острове, цветёт и пахнет июнь – самый приятный месяц в году, когда еще не жарко и уже не так свежо, как весной, впереди еще три месяца без снега и промозглого ветра.
Эдик, самый загадочный персонаж этой истории, подобно известному герою Ивана Гончарова, лежит на диване, раздумывая о бренности жизни. Периодически он бросает в пустоту пространную фразу: «Так неужели сад завянет?» Эдвард оставил свою интеллектуальную работу, и теперь сторож в гараже. Можно сказать, что он примкнул к тому числу дворников и сторожей, которые на самом деле очень талантливые люди. Впрочем, как говорит прекрасная бабушка Эдика Марья Павловна, классическая ленинградская дама: «Когда он приходит, от него пахнет бензином. Мне кажется, он ходит куда-то не туда».
К Эдварду в гости приезжает его друг Володя, прихватив с собой дефицитные на тот момент продукты – мандарины, коньяк и банку горбуши в собственном соку. По разговорам старых друзей становится ясно, что отношения между ними несколько натянутые. В той же «Поминальной молитве» по этому поводу есть замечательная фраза: «Мне кажется, вы мне не до конца рады». А друзья ли они , собственно? Но это мы узнаем гораздо позже.
Все становится гораздо интереснее, когда к скучной компании приятелей присоединяется в противовес интеллигентным тихим ленинградцам самоуверенная и несколько нахальная Марина из Москвы. С момента её появления на сцене начинается череда встреч, шокирующих откровений и бесконечных разговоров о жизни, в которых раскрывается главная идея спектакля: как бы мы ни старались сделать всех счастливыми, все равно кто-то будет страдать.
При всей серьезности темы спектакль получился легким, остроумным, даже с нотками некоторой иронии. Ольга Иванова была органична в роли юной и воздушной Марины, а Михаил Лучко, хоть и забывал временами о заикании своего героя, отлично изобразил человека, не желающего решать проблемы. Спектакль прекрасен своей подкупающей искренностью, эмоциональностью героев и легким оттенком ностальгии.
Также здорово то, что Театр на Литейном всё больше стал ставить спектаклей на камерной сцене: в маленьком пространстве уменьшается расстояние между актёрами и зрителями, от этого возникает ощущение сопричастности.