«Ничто не может раскрыть и передать все грани и закоулки сложной человеческой души так точно и сильно, как язык тела», – считает режиссёр-хореограф Сергей Землянский. И доказывает это в своей постановке по мотивам поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Есть один интересный нюанс: эта постановка без слов. 18 и 19 февраля у петербуржцев была возможность оценить прекрасную работу московского Театра имени Ермоловой, показанную на сцене ДК Горького.
Сразу хочется отметить: в спектакле всё сочетается настолько гармонично – декорации, движения актёров, музыка, костюмы – что мурашки по всему телу просто неизбежны.
Действие разворачивается на Кавказе. Князь Гудал собрался выдавать замуж свою единственную дочь Тамару (Зоя Бербер). Ей по сердцу выбранный отцом жених: он молод, хорош собой и влюблён в неё. И не он один. Некий печальный Демон (Сергей Кемпо), падший ангел, обозревая с космической высоты красоты Кавказа, замечает красавицу Тамару и теряет покой. В общем-то, покой теряют и зрители – с самого первого появления Сергея Кемпо на сцене. А появляется он крайне эффектно – спускаясь с огромного тернового венка, подвешенного над сценой, выпутываясь из огромных полотен, сковывающих его физические движения, подобно тому, как его принадлежность к инфернальному миру сковывает ростки зародившегося в нём прекрасного чувства.
Как положено коварному созданию, он устраняет своего соперника: по наущению Демона на жениха Тамары нападают разбойники. Разграбив свадебные дары, перебив охрану и разогнав робких погонщиков верблюдов, абреки исчезают. Верный скакун выносит раненого князя из боя, но, по наводке злого духа, его догоняет шальная пуля. Невеста безутешно рыдает в своей светлице. Туда приходит Демон и нашептывает Тамаре слова утешения. Он начинает приходить к девушке каждую ночь и говорить с ней.
Девушка подозревает, что её ночной гость – нечистый дух и упрашивает отца отправить её в монастырь. Но и под церковными сводами находит её влюблённое инфернальное создание. И вот уже в скором времени Тамара понимает, что влюблена в падшего ангела.
Демон знает, что от его прикосновение смертельно для человеческого тела. В какой-то момент он даже готов отказаться от своего первоначального плана соблазнить Тамару, чтобы сохранить ей жизнь. Но поздно, страсть – демон любви – охватила его. В одну из ночей он является в келью молодой затворницы уже в виде материального мужчины, из плоти и крови. Но путь к ложу Тамары преграждает ангел-хранитель. Демон с презрением объясняет ему, что земля – это его владение, и херувимы не вправе здесь распоряжаться. Он признается Тамаре в любви, и она отвечает ему взаимностью, но первый же поцелуй убивает девушку. Гудал хоронит свою дочь в горном мавзолее, а ангел-хранитель уносит её душу в рай, куда Демону путь закрыт.
В постановке не найдется лишних и бесполезных движений – все продумано до мельчайших деталей. Специально для этого спектакля Землянский учил драматических актёров танцевать, а некоторые номера ставили цирковые акробаты.
Режиссёр-хореограф осознанно создавал своего Демона по мотивам картины Врубеля «Демон сидящий». Отсюда эти гипнотизирующие зрителя черные глаза и исполненный трагизма образ. Ведь Демон в этом спектакле, несмотря на свою темную сущность, заставляет сопереживать себе. Он бессмертен и обречен на терновый венец вечного одиночества.