текст Дроздова Валентина
“Kingsman”: секретная служба джентльменов
В прокат выходит очередная киноистория о шпионах. «Очередная» в данном случае относится только к порядковому числу, но вовсе не характеризует «Kingsman: Секретная служба», как банальный и скучный фильм. Напротив, британцам удалось сделать зрелищную, стильную, смешную и неглупую картину, которая определённо выделяется на фоне всего созданного ранее в этом жанре.
«Kingsman» – элитная секретная организация вне политики, не подчиняющаяся ни одному из правительств. Её агенты позиционируют себя, как современных рыцарей и носят соответствующие прозвища: Артур, Ланселот, Мерлин и Галахад. «Манеры – лицо мужчины» – один из девизов «Kingsman», которому они строго следуют. Это настоящие английские джентльмены, которые даже ругаются грязными словами, не теряя своего достоинства. От их внешнего вида получаешь особое эстетическое удовольствие; от костюмов, обуви, запонок, ручек и прочего невозможно оторвать взгляд. Удивительно, как американская художница по костюмам смогла так точно прочувствовать традиционный английский стиль.
Один из агентов «Kingsman» Гарри (Колин Фёрт) спасает от тюрьмы молодого парня Эггси (Терон Эджертон) из низших социальных слоёв, чьему отцу он сам обязан жизнью. Видя в Эггси потенциал и желая направить его на путь истинный, Гарри решает сделать из юноши Кингсмена, а заодно найти замену погибшему шпиону. Эггси ждут многочисленные испытания и проверки. Попутно герои раскрывают план медиамагната и миллиардера Ричмонда Валентайна (Сэмюэл Л.Джексон) по уничтожению человечества. Валентайн – очень необычный злодей. Он шепелявит, нелепо одевается и до ужаса боится крови и насилия. Его план не совсем правдоподобен, но это не имеет большого значения, ведь «Kingsman» – хоть и сохраняет признаки классической шпионской истории, в первую очередь, всё же, представляет собой комедийный боевик.
Режиссёр фильма Мэттью Вон долго искал актёра на роль Эггси, прежде чем нашёл 24-летнего Тэрона Эджертона, снимавшегося ранее только в одном телесериале. «Когда Дженнифер Лоуренс пришла пробоваться на роль Мистик [в фильме «Люди Икс: Первый класс»] и как только я навёл на неё камеру, я сразу понял, что в ней что-то есть. Точно также было с Тэроном», – вспоминает Вон. И на Эджертона действительно стоит обратить внимание. Он безоговорочно убедителен как в образе хулиганистого пацана, так и в образе утончённого Кингсмена. Даже очки из 70-ых, позаимствованные у сериала «Шпион, выйди вон!», ему потрясающе идут, что на секунду вызывает подозрение, что актёра выбрали на роль, в том числе и по этому параметру. Очень вероятно, что его ждёт не менее успешная карьера в Голливуде, чем Лоуренс.
Вернёмся к жанру комедийного боевика. Чего у британцев не отнять – так это самоиронии. Они как никто умеют посмеяться над собой, при этом не опускаясь до абсурдно-пошлой пародии. «Kingsman: Секретная служба» тонко высмеивает клише шпионских фильмов, в основном бондианы – гордости британского кинематографа, подтверждение чего мы могли видеть на церемонии открытия Лондонской Олимпиады 2012 года. Эггси на вопрос официанта, будет ли он что-нибудь пить, отвечает: «Мартини, пожалуйста. С джином, конечно, не с водкой. Мешать десять секунд, глядя на неоткрытую бутылку вермута». Борьба Эггси с помощницей Валентайна под светом диско-шара и поп-музыку 80-ых похожа скорее на танцевальный баттл, чем, собственно, на борьбу. Гарри и Валентайн откровенно обсуждают фильмы о Бонде за совместным ужином, а позже Валентайн смеётся над старым, как мир, киношным приёмом – когда злодей раскрывает главному герою свой план, после пытается самым глупым образом его убить, а тот не менее глупым образом спасается.
А вот чего от комедийного боевика никак не ожидаешь, так это затрагивания важных и актуальных проблем. В первую очередь, фильм обнажает глубокие противоречия британского общества, социального и классового разрыва между родившимися с серебряной ложкой в заднице, как язвительно замечает Эггси, аристократами, перед которыми открыты все двери, и простыми людьми, не имеющими доступа к хорошему образованию, а потому вынужденными довольствоваться самой низкоквалифицированной работой и жить в крайней бедности. Говорят герои и о снобизме, и о том, кто такой истинный джентльмен, а в кровавой бойне в приходской церкви, будто снятой Тарантино, и предшествующей ей сцене проповеди осуждается религиозный пуританский фанатизм. Вообще, в сочетании серьёзных, острых тем и комизма, пожалуй, и заключается своеобразие «Kingsman» и всего британского кино.
Раз уж я вспомнила эпизод в церкви, нельзя не упомянуть, наверное, самую эффектную и лучшую сцену во всём фильме, уже ради одной которой стоит на него сходить. В этой сцене взрываются головы богатых мерзавцев, которых Валентайн хотел оставить в живых, однако его намерению не суждено было осуществиться. Зритель не увидит ни капли крови, напротив, будет поражён красотой происходящего и изобретательностью создателей картины.
В словах и поступках героев слышится смех режиссёра над шпионскими сказками, но смех этот добрый, подобный тому, каким мы смеёмся над старенькими сотовыми телефонами своих бабушек и дедушек, в тоже время, видя в них какую-то особую прелесть и испытывая чувство нежности и ностальгии по своему детству или юности. Мэттью Вон признаётся, что «Kingsman» – это его признание в любви всем когда-либо снятым шпионским фильмам, пусть и в фривольном тоне. Это старая, хорошо известная всем история, но по-новому переосмысленная и по-новому поданная. И как говорят герои самой ленты: «Это совсем другое кино».
И ещё, не уходите сразу после титров!