Творчество Хармса – на грани абсурда и реальности – понимает далеко не каждый. Его называли гением бреда и мастером рифмованной бессмыслицы. Но если произведение не воспринимается посредством чтения, возможно, ему необходима живая иллюстрация? Такой иллюстрацией и стали выпускники курса Анны Алексахиной в спектакле «Хармс» в постановке Сергея Филатова в Театре им.Ленсовета.
За основу были взяты короткие рассказы из сборника Даниила Хармса «Голубая тетрадь» и «Случаи». Декорации минимальны, да они здесь не особо нужны. Всё создают одиннадцать молодых актеров – своими движениями, взглядами, интонациями. Они кричат, танцуют, падают, смеются, получают пощёчины, играют на различных музыкальных инструментах. Иногда кажется, что актеры вот-вот переступят черту, за которой начнётся низкопробный юмор. Но нет, этого не происходит.
Герои Даниила Хармса жили и чудили в первой половине прошлого века. Мы смотрим на сцену, и понимаем – за сто лет ничего не изменилось. Все истории, показанные на сцене Ленсовета, – актуальны и сейчас. Вот некий франт в белом костюме и с американским акцентом, представляющийся всем Принцем. А вот бородатый мужик, готовый макнуть его лицом в суп. Почему? А почему бы и нет! Или же молодой мужчина пытается сообщить своим маме, бабушке и прабабушке о грядущей свадьбе. Но те и слушать его не хотят, сюсюкают, норовят уложить в детскую кроватку – ведь он в их глазах никогда не станет взрослым.
Или же тема взаимоотношений мужчины и женщины. Вечный сюжет. Мужчина – некий Лектор – уверяет, что вполне понял женщин, и знает о них всё, но что бы он ни заявил тоном знатока, в ответ он получает от Женщины звонкую пощёчину. А вот ещё Муж-тюфяк: Жена изменяет ему прямо в его присутствии, но рогоносец будто ещё не уверен, ещё в чём-то сомневается.
Есть эпизоды трогательные, например, когда некий отец семейства идёт в магазин, но постоянно поскальзывается и падает, и с каждым разом всё сильнее расшибается в кровь. И так его жалко – хочется встать и сходить в этот треклятый магазин вместо него, а он бы пока посидел в сторонке, да не травмировался.
Есть эпизоды жутковатые, вроде зарисовки про странную маленькую девочку. Когда её оставляют одну, она стремится, так сказать, познать суть вещей, посмотреть, какое оно всё внутри. Таким образом, почти ничто из окружающих её предметов не уцелело.
Всё вышеперечисленное – лишь малая часть кратких сценических номеров, из которых состоит спектакль «Хармс». На протяжении почти всего представления кто-нибудь из зрителей да смеётся. Потому что все эти ситуации знакомы, а герои – близки и вызывают сочувствие. Так что, возможно, благодаря режиссёру Сергею Филатову и актёрам курса Алексахиной, творчество Хармса станет доступнее для понимания и полюбится более широкому кругу людей.