«....куда бы ты ни поехал – ты берешь с собой себя»
Нил Гейман.
Есть в мировой литературе фигуры-призраки, так давно покинувшие свои насиженные гнезда, что даже сведущие литературоведы не всегда уверены в том, что эти люди не топтали некогда земную твердь, а суть — плод воображения автора. Живал ли в Назарете мальчик Иисус, седлал ли Дон Кихот тощего Росинанта и слыхивал ли о замке Кронборг полулегендарный принц Амлет из исландской саги? Известно, что литературные персонажи еще в процессе рождения получают определенный посыл от автора и начинают самостоятельное существование, порой не совпадающее с замыслом сочинителя. Умный писатель следует за своим творением и приводит историю к концу. А вот каково живется героям, сотни и тысячи лет втиснутым в тесные рамки произведения? И не продолжают ли они борьбу за собственный взгляд на свою жизнь, не бьются ли все эти долгие годы о стены букв, страниц, навязанных им событий? Об этом задумались две юные особы — автор Ева Полякова и режиссер «Театра на Юго - Западе» Наталия Бухальцева. На 450-летие У.Шекспира они взглянули не с точки зрения сошедших с ума от загадок Шекспира и «Гамлета» умных литературных голов, а с высот восприятия сверстников датского принца, живущих в 21 веке. Начинается история, как и следует, в Эльсиноре, в замке, где бродит тень отца Гамлета. Прелюдия спектакля формирует очень верное настроение: из дверей, ведущих в угрюмые чертоги крепости, льется потусторонний свет, раздается некий «тарарам», и тут является она - Тень. Во всем этом чувствуется что то знакомое, похожее на детскую страшилку. И когда призрак короля (Денис Нагретдинов) бросает в зал взгляд Карабаса-Барабаса становится понятно, что все будет не всерьез. Все, да не все. Легкая, ироничная подача, лишенная традиционной шекспировской трагичности и тяжеловесности каменного мрака Эльсинора, - лишь соответствующая преходящему моменту упаковка, скрывающая внутри идеи и мысли недетской глубины. Принц Гамлет (Алексей Назаров) в данном случае горяч и молод. Эдакий «вьюноша летучий». Вариант вполне допустимый. Ведь и Шекспир не уточняет возраста героя — вначале ему вроде бы 20, в конце, похоже, что 30. Есть мнение, что все-таки принц старше, а 20 — тому рассказчику, в придуманной самим Гамлетом пьесе «Мышеловка». Авторы спектакля берут из многослойности трагедии именно этого, молодого персонажа, с которым явно персонифицирует себя протагонист шекспировской пьесы. Однажды принцу датскому стало невыносимо скучно в сочинении, где он родился под пером Шекспира. Его задавило однообразие повторяющихся событий и вынужденность действий, в общем-то, ему несвойственных. Он просит совета у отца-призрака. Тот признается, что, пожалуй, сбежал бы отсюда тоже, если бы только мог. Принц с легким сердцем покидает страницы трагедии и отправляется в неведомое, волнующее, новое бытие. Почти сразу он сталкивается с философом-пьянчужкой. А может, просто бомжем-бродягой. Потом с девушкой, до боли напоминающей Офелию (Алеся Шестовская) и погибающей также странно. Скоро Гамлет замечает, что все, с кем сводит его незнакомый, но желанный мир, ему уже знакомы из прежней жизни. И если вести себя с ними так, как только и может вести себя сам герой, то, в сущности, ничего не меняется. Обреченный автором пьесы на определенные слова и поступки, драматический персонаж остается самим собой и в новом измерении. Сам не желая того, Гамлет говорит цитатами из пьесы, от которой он бежал, убивает, любит, теряет, терзается и почти сходит с ума. Недаром всю дорогу за принцем гонятся люди в белых халатах с фанатичными лицами медбратьев из психушки. Ничего удивительного — и Клавдий, и Лаэрт (Денис Щалаев), и Офелия действительно считают наследника престола сумасшедшим и мечтают водворить его обратно в мышеловку-пьесу. У каждого есть на то свои причины. И каждый прибегает ко всевозможным хитрым уловкам, да так, что и принцу, и зрителям начинает казаться, будто все попадающиеся на пути героя есть оборотни-преследователи. Осознав, что бегает за своим собственным хвостом, Гамлет сам возвращается домой. Как говорится, «где родился, там и пригодился». Он заметно взрослеет. Он принимает относительность свободы. Узнает, что границы, от которых он бежал, существуют лишь внутри него. И что есть известная мудрость в том, чтобы служить тому, чему ты предназначен. Несмотря на философскую серьезность замысла, спектакль летит легко, как птица, и предлагает принимать происходящее с лучезарной искренностью, свойственной юности его создателей. Увидеть принца датского наивным мальчишкой, а его окружение не зловещими антагонистами, а кучкой клоунов на арене – значит, признать, что мир добр и поводы для шутки возможны даже в трагедии. Для пущего веселья авторы постановки параллелят ее со знакомыми любимыми произведениями. Так, забавная сцена вытаскивания Лаэртом Клавдия из рамок шекспировской трагедии в наше измерение подразумевает потешный эпизод из фильма «Чародеи», когда ученый - волшебник обучает Иванушку ходить сквозь стены. Каждого из артистов авторы наградили несколькими ролями, не без основания полагая, что во всяком человеке заключено и доброе, и злое. Денис Нагретдинов — актер скульптурной пластики и поразительной цельности показал настоящий мастер-класс по перевоплощению. Кого бы он ни играл — Тень, Клавдия, пьяницу-философа, уборщика-могильщика, контролера, медбрата и тд, - в пространстве роли он неизменно фундаментален, как Каменный гость. Денис Шалаев - румяный «Гаргантюа»-Лаэрт, медбрат, он же старик-сторож за экраном - добавил каждому персонажу немалую дозу комизма и светлой жадности жизни. Алеся Шестовская - медсестра Офелия, и самая романтичная встреча Гамлета в новом мире выглядит более убедительно в первом воплощении, чем во втором. И в этом нет актерского изъяна, просто роль гротесковая всегда выразительней и объемней образа «тургеневской девушки». И только Гамлет ведет единственно свою партию. Пробуя убежать из пьесы, он бежит от самого себя, не подозревая , что это ab ovo невозможно. И что Шекспир уже несколько веков тому назад сделал его фигурой хоть и неоднозначной, но основательной. Ему суждено вечно задаваться пресловутым вопросом и никогда не вырваться из маеты. Как и каждому из нас. Не оттого ли ни Шекспир, ни авторы спектакля не опираются на точное время или на ментальную географию места действия? Конечно, зрителя сбивает с толку привычно упоминаемая Дания, но еще Гете отмечал, что где бы ни происходило действие пьес Шекспира, перед нами всегда «Англия, омытая морями». И все его герои не датчане, не англичане, не итальянцы, а прежде всего люди. И потому «Гамлет», как самый яркий пример классического произведения вне времени и пространства, никогда не перестанет поражать предвидениями гения. Или просто сами люди слишком предсказуемы в своих поступках? Гамлет встречает Фортинбраса, идущего войной на Польшу за невеликий клочок земли. Принц изумлен, что люди не могут мирно «уладить спор об этом пустяке». Не правда ли, звучит актуально?Текст: Дарья Евдочук
Фотографии предоставлены пресс-службой театра