«Да будет мужественным твой путь, да будет он прям и прост…»

Режиссёр ON.Театра и проекта «Открытая сцена» Денис Шибаев продолжает радовать петербургскую публику премьерами. В декабре в театре «Суббота» был впервые представлен спектакль «В списках не значился», а в новом году поспела совершенно неожиданная постановка «Суд над тунеядцем Бродским». Работа новая, а лица знакомые – одну из ролей сыграл Андрей Панин, которого многие знают по спектаклям «В списках не значился», «Дневник онаниста», «Летучкина любовь» в ТЮЗе. Постановка появилась благодаря совместным усилиям «Открытой сцены» и театрального товарищества «БААТ». 2015_02_09_23 На второй премьерный день – 5 февраля – все желающие не смогли поместиться в театральном зале Литературно-мемориального музея Достоевского, и заняли места на балконе. Зрителей заранее предупредили, что в спектакле имеет место нецензурная брань, и правильно – в России без мата далеко не уедешь. Бродский был арестован 13 января 1964 года, и в камере у него случился сердечный приступ. Этот стресс способствовал будущим проблемам со здоровьем и раннему уходу поэта из жизни – в 55 лет. В центре сюжета мы видим фантазийный суд над Бродским, который состоялся в марте того рокового года. Протокол судебного заседания, застенографированный литератором и журналистом Фридой Вигдоровой, и сегодня выглядит безумным: «Кто признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам? – А кто причислил меня к роду человеческому?»spb-openstage-sud-nad-brodskim В спектакле звучит пасквиль «Окололитературный трутень», в котором общественный активист Яков Лернер и еще пара авторов, чьи фамилии уже никто не вспомнит, очернили и оклеветали самого петербургского из поэтов: «Только кучка эстетствующих юнцов и девиц поддерживает «поэта» Бродского восторженными охами и ахами, а он в своих так называемых стихах перемежает тарабарщину нытьем и порнографией».

Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером подышать свежим воздухом, веющим с океана. Закат догорал в партере китайским веером, и туча клубилась, как крышка концертного фортепьяно.

Иосиф Бродский, 1989

При всей серьёзности темы подавления человека советской системой жанр спектакля Дениса Шибаева можно определить как комедию, причем, весьма эксцентричную: здесь и кентавр, и «негр преклонных годов», а судья в свадебном платье и фате напивается и танцует. Актёры Андрей Панин, Алексей Забегин, Владимир Антипов и другие изображают друзей Бродского, которые поддерживали его на суде – все одеты в яркую клоунскую одежду, ведут себя комично и даже несколько вызывающе. Спектакль может показаться забавным, но юмор здесь скорее трагичный, как и многие стихотворения Бродского.

Я всегда твердил, что судьба – игра. Что зачем нам рыба, раз есть икра. Что готический стиль победит, как школа, как способность торчать, избежав укола.

Л. В. Лифшицу, Иосиф Бродский, 1971

2015_02_09_21В постановке «Суд над тунеядцем Бродским» актеры часто обливают друг друга водой – художественный приём режиссера. Ведь поэзия Бродского – это как ушат холодной воды, она не жалеет и не гладит читателя по голове, а учит оставаться человеком. После суда Иосиф Бродский был выслан более чем на полтора года в Архангельскую область. Через семь лет он покинет свою страну уже навсегда, написав знаменитое письмо Брежневу с просьбой оставить его имя в русской литературе. Это лишний раз доказывает, что Бродский любил свою многострадальную Родину, несмотря на все обвинения и клевету. Почему ему пришлось уехать и получить признание в другой стране? Ответить на этот вопрос можно только словами из его эссе «Меньше единицы» : «Он жил в самой несправедливой стране на свете. Ею правили существа, которых по всем человеческим меркам следовало признать выродками. Чего, однако, не произошло...»

Текст: Алла Игнатенко

Фото взяты из свободных источников

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения