Текст Дмитрий Лисовский
Билет в Мексику, а не в кино
«Книга жизни» – настолько сочный мультфильм, что одним арт-дизайном уделывает все последние творения Disney и Pixar.
«Город героев», «Как приручить дракона 2», «Пингвины Мадагаскара» – законы Голливуда работают и в сфере крупных мультфильмов, так что на экранах всё больше продолжений и малооригинальных проектов. Это не означает их ущербность, просто за жанр бывает страшно. Особенно, когда мастера и пионеры из Pixar, создатели «Истории игрушек», решают сосредоточиться на сиквелах/приквелах (пока неудачно). Появляется желание чего-то нового.
Вспомните «Лего. Фильм», который заработал во всём мире почти полмиллиарда долларов. «Книга жизни» из той же серии, только завлекает не знаменитым конструктором, а мексиканским колоритом. Широкие шляпы сомбреро, коррида, матадоры, скелеты, гитары... Даже дизайн персонажей отражает определённое настроение, все герои на экране больше похожи на деревянные игрушки, чем на рисованных персонажей. Выглядит здорово, но если женские персонажи с огромными глазами смотрятся мило, то к продолговатым пятачкам мужчин привыкнуть сложнее.
Нечто похожее проделывал Тим Бёртон в «Трупе невесты». Но если мэтр брал за основу собственный мрачный вымысел, то режиссёр «Дня мертвых» Хорхе Р. Гутьеррес опирался на весёлый народный фольклор. Всё действие основано на легенде о двух мирах для мёртвых (один – вечный праздник, второй – край уныния) и любовном треугольнике, участники которого пытаются выяснить отношения и понять наконец, кто на ком женится. К счастью, авторы и тут нашли место для оригинальности: главная героиня не разрывается между парнями, а гордо ведет феминистские речи о роли женщин в браке и готова сама за себя постоять с помощью сабли и питомца – милой боевой свинки (Кот в сапогах из «Шрэка» в опасности). Всё это под острым (Мексика ведь!) соусом из шуток, весёлых драк и песен на гитаре, среди которых внезапно затаилась добротная перепевка «Creep» Radiohead.
Юмор также соответствует общему колориту: в основном он на тему смерти. Но «чёрным» его не назовешь, так как в условиях выбранной мифологии и на фоне мексиканских пейзажей подобный выбор не вызывает отторжения, наоборот, он-то и нужен! Особенно когда действия переходят в мир мёртвых. Повсюду огни, бесконечные гирлянды, немыслимые воздушные шары и, конечно же, улыбающиеся скелеты в сомбреро. После этого эпизода захватывает желание поехать в Мексику на День мёртвых, во время которого происходят события мультфильма. Это праздник в начале ноября, когда, по приданию, к обладателям красиво украшенных домов приходят духи умерших родственников. Главное лакомство во время Дня мёртвых – сахарные, карамельные или шоколадные черепа.
Но мультфильму сладости не нужны – он и так ощущается настоящим праздником. Пока многие студии используют общие стандарты и боятся что-то менять из-за страха потерять прибыль, Хорхе Р. Гутьеррес отважился сделать оригинальный мультфильм на основе культурного наследия родины. И у него прекрасно получилось. Яркость, цельность атмосферы и оригинальность сейчас редко встретишь в больших студийных проектах, из-за чего «Книга жизни» заслуживает и свою номинацию на Золотой глобус, и ваше внимание.