На Новой сцене Александринского театра впервые прошел Фестиваль «Новая пьеса для детей». Почти из двухсот присланных на конкурс пьес эксперты выбрали семь, которые в течение трех дней были показаны зрителям. Читки продолжались до позднего вечера. В рамках внеконкурсной программы свои пьесы представили лидеры направления «Новая драма» Павел Пряжко, Максим Курочкин и Юрий Клавдиев.
Удалось побывать на фестивале только в последний день, но и этого времени хватило, чтобы сделать какие-то выводы.
После каждого эскиза спектакля собравшиеся в зале зрители, режиссеры и драматурги обсуждали спорные вопросы: к примеру, какие темы можно затрагивать в театре для детей, как избежать нравоучений, и вообще, что хочет видеть современный ребенок на сцене. К единому мнению так и не пришли: одни считают, что к детям нужен особый подход, другие – категорически против. Воспитание подрастающего поколения посредством искусства сегодня одна из самых актуальных проблем. Этим давно озадачены музеи и относительно недавно театры, а значит, есть надежда, что наши дети увидят что-то новое.
Эта проблема лейтмотивом проходит через пьесу «Майя и Кощей» Юлии Тупикиной. Драматург рассказала историю о том, как встретились два одиноких сердца – тринадцатилетняя девочка Майя и трехсотлетний Кощей. Как ни странно, герои узнали друг в друге родственные души. Душевную беседу об истинных и ложных ценностях Тупикина дополнила «репортажем» с митинга против постройки торгового центра в парке. «С детьми надо говорить о проблемах современного общества», – уверена драматург. Режиссер Александр Артемов показал в пьесе колорит 90-х годов, когда под влиянием американского масскульта в России сформировалась молодежная культура. В спектакле два героя «того времени»: он – суперагент в темных очках и черном костюме, а она блондинка в короткой юбке, кружевных колготках и высоких сапогах. Герой читал текст, подражая голосу дублера видеокассет 90-х. У многих, кому сейчас за двадцать, первые впечатления о голливудском кино неразрывно связаны с этим гнусавым голосом. Другое дело, что эта остроумная идея режиссера заставила обратить внимание на то, что герои общаются на разговорном языке подростков 90-х. Сегодняшняя молодежь другая, но, в чем именно – никто пока так и не смог разобраться.
На мой взгляд, вся эта суета с защитой парка от застройщиков отвлекла внимание слушателей от более важного события в пьесе – преображение мамы. Глядя на свою благородную дочь, мать решила стать лучше. Не только родители могут быть примером для своих детей, но и дети для своих родителей.
А вот другой драматург и автор многочисленных сказок Анна Богачева уверена, что юным зрителям нужны сказки. Она сделала инсценировку известной сказки «Хочу луну» Элеонор Фарджон. Артисты читали с нотных пюпитров, а барабанщик за их спинами отбивал ритм. Напрочь лишенная назидательности, сказка состоит из элементарных формул, объясняющих "что такое хорошо, а что такое плохо". Маленькая принцесса своим спонтанным капризом нарушила миропорядок: рассорила день с ночью, стала причиной забастовки женщин, которые оставили своих мужей голодными, и прочих неприятностей. Но как только она слезла с крыши и перестала лить слезы в дымоход, девочка предпочла холодной луне тарелку горячей каши, и в мире вновь настали гармония, свет да любовь. Неожиданно в этой незамысловатой сказке обнаружилось больше актуальных метафор, чем в первой пьесе со злободневным сюжетом. Луна выглядела красивой только издалека: стоило только приблизиться, как она оказалась ненужной безделицей. Грустная сказка о ложных идеалах и прекрасных иллюзиях.
«Зачем принцессе понадобилась луна?» – спросил один петербургский школьник. Режиссер Александр Никаноров объяснил, что человеку часто хочется дотянуться до того, что блестит, но зачем — не задумывается. Показалось, что пытливый зритель задумался.
Самые оживленные споры вызвала «Пьеса без слов» Оганеса Мартиросяна. В тексте нет диалогов, только описание действий четырех персонажей: Глупыша, Марфуськи, Пафнутия и безымянного друга. Герои живут в квартире, которую Человек в сером (банковский служащий) в финале описывает в счет долга за ипотеку. Постепенно зрители понимают, что Глупыш – это девочка 14 лет, которая становится взрослой (по сюжету Глупыш забеременела от того самого друга). Очевидно, автор хотел поведать юным зрителям о беспомощности и агрессии, подготовить их к жизни в современном обществе, где насилие это норма. Понятно, что рано или поздно герои окажутся "на дне". Только персонажи новой драмы не будут так отчаянно и красноречиво рассуждать о смыслах бытия, как в пьесе Максима Горького. Герои обходятся без слов. Печально.
Большинство современных драматургов уверены, что театр должен показывать правду жизни. Что же получается? Юный зритель приходит в театр и видит знакомую обстановку: его родители общаются так же, как и в телевизоре – односложные фразы, ругань, бытовуха, глупые шуточки. Но ведь театр это единственный способ приподняться над обыденностью. Может оставим хотя бы детям эту возможность?
Многие считают, что современному ребенку не нужны красота и романтика. Сегодня даже мультфильмы снимают не о принцах и принцессах, а про зверей и тачки. Новая пьеса Юрия Клавдиева "Тявкай и рычи", прочитанная вне конкурса, могла бы стать отличным сценарием для анимационного блокбастера — увлекательно, злободневно, с элементами хоррора. Однажды отец семейства Лис узнал страшную тайну: змеи заключили союз с пауками. Кишащий ядом и злобой, паучье-змеиный «конгломерат», спрятанный в старой трансформаторной будке, с каждым днем увеличивается, и если его вовремя не уничтожить, все погибнут. Друзья Лиса во главе с храброй девочкой готовы рискнуть жизнью, чтобы защитить свой хрупкий мир от ядовитого войска. В этой войне все погибли. «Если бы мы тогда были все вместе – победило бы добро», – говорили вышедшие после битвы люди и звери. Зрелищная сказка с отчетливым миротворческим посылом понравилась сидящим в зале мальчишкам. Один воскликнул «Ух ты!», а второй выдохнул «Вау!»
В процессе обсуждения пришли к такому выводу: детям нужен театр, который дает простор воображению. Правда, в тот вечер воображение рисовало жутковатые картины.