«Заложница 3»: Это конец?
Известное изречение философа Гераклита гласит, что дважды в
одну реку войти нельзя. Голливудские кинематографисты с легкостью опровергают это утверждение, погружая зрителей в одну и ту же реку и во второй, и даже в третий раз. Художественный фильм «Заложница 3», снятый по правилу «Не нужно чинить успешно работающий механизм», очень показательный тому пример.
Первый фильм франшизы, выпущенный в 2007 году, стал своеобразной свежей струей в потоке однотипных лент. Грамотное сочетание драмы, триллера и боевика, хорошо поставленные трюки и, самое главное, нетипичный главный герой Брайан Миллс. К тому же фильм открыл новую и довольно неожиданную звезду жанра экшн – Лиама Нисона, который очень органично вошел в образ оставленного на обочине жизни бывшего работника спецслужб. Его жесткий герой, одержимый лишь одной целью – вернуть то, что у него отобрали, вызывал сочувствие и сопереживание. Неудивительно, что у фильма появилась масса поклонников, а высокие кассовые сборы намекали, что продолжение неизбежно.Сиквел, выпущенный спустя пять лет после выхода первого фильма, был снят по тому же лекалу с небольшими «косметическими» изменениями – например, жертва похищения и ее спаситель делали временную рокировку. Из-за слабого сценария, смены постановщика и общей вторичности происходящего, фильм подвергся резкой критике, что никак не сказалось на его сборах. Зрителю по-прежнему было интересно, куда же заведет Миллса дорога его судьбы.
Объективно, третья часть расширяющейся франшизы вышла еще слабее предыдущей. Позаимствовав все отрицательные черты своего предшественника, фильм умудрился собрать в себе целый букет новых. Одна из проблем заключается в том, что основное действие из мрачных закоулков Парижа и опасных улиц экзотического Стамбула было перенесено в уже поднадоевший Лос-Анджелес. Вдобавок, основными противниками Брайана Миллса на сей раз становятся служители закона, которых, естественно, убивать нельзя. Поэтому на выходе получается довольно печальное зрелище – некогда смертоносное оружие начинает «стрелять холостыми», максимум «отключая» противников парой рукопашных приемов. Исключение составляют лишь несколько криминальных элементов славянского происхождения, которых без колебаний герой лишает жизни. Начатая фильмами «Великий уравнитель» и «Джон Уик» нездоровая тенденция по умерщвлению русских бандитов в американском кино успешно продолжается в новой «Заложнице».Еще одна беда – жуткая предсказуемость происходящего. Не зная, чем бы еще удивить зрителя, сценаристы время от времени выкручивают сюжет в якобы неожиданном направлении, но, фактически, эти повороты оказываются или самоповторами, или заимствованием из лент схожих жанров. Вдобавок ко всему, в сценарий добавляются такие допущения и условности, что верить в происходящее на экране мозг категорически отказывается, а живучести главного героя мог бы позавидовать сам Джеймс Бонд. Порой может возникнуть впечатление, что костяком фильма стал сценарий очередной "бэшки", написанный для Джейсона Стетхема, а потом подправленный под нужды "Заложницы".В результате, настоящими заложниками оказываются зрители в зале – заложниками скверного сценария, слабой режиссуры и посредственной актерской игры. Уставший от образа героя-одиночки, Лиам Нисон просто отрабатывает свой гонорар, обладатель «Оскара» Форест Уитакер смешён в роли нелепого агента ФБР, остальным же актерам показать нечего. Хоть постановщик Оливье Мегатон для придания большего драматического эффекта и создает многозначительные и ненужные длинноты переживаний главного персонажа, разбавляя их вымученными семейными диалогами – необходимый эффект не достигнут.
Продюсеров, впрочем, ничуть не заботят художественные достоинства или недостатки их детищ. Главное – разработанная схема приносит прибыль. А третья глава «Заложницы» окупилась в первые дни проката и до сих пор приносит зеленые бумажки своим создателям. Поэтому не верьте рекламным плакатам , утверждающим, что «Это конец». У спонсоров картины хватит денег, чтобы уговорить дедушку Брайана вернуться на киноэкраны и в четвертый раз. А уж преступники обязательно найдут, кого бы еще похитить из разрастающейся семьи Миллсов.
Текст: Денис Зуев