24 января в кинотеатре «Родина» состоялся творческий вечер «Пополнение». Были показаны дипломные работы шести выпускников Высших режиссерских курсов под руководством Игоря Масленникова.
Игорь Масленников — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии России. На вечере он с гордостью представил своих бывших студентов, совсем недавно выпорхнувших из-под крыла мастера.
Часть представленных фильмов была снята по мотивам литературных произведений: «Баранья нога» (реж. Ирина Гарькуша), «Мадрид» (реж. Станислав Гусев) и «Балам» (реж. Динара Джанбосынова).
Последний из вышеупомянутых (его название в переводе значит «сынок») открывается титром с исторической справкой: в годы Великой Отечественной войны была ликвидирована автономная республика немцев Поволжья. Немцы были депортированы, в том числе, в Казахскую ССР, а тысячи детей остались без родителей. В фильме рассказана история мальчика, усыновленного пожилой казахской парой. Над ним издеваются ровесники, обзывают «фашистом», гонят прочь из деревни. Ему и самому не очень хочется оставаться с чужими людьми. Параллельно режиссер монтирует интересные сцены аульного быта, а также довольно эмоциональные кадры, когда старикам приходят похоронки, а самые рассудительные из них успокаивают других: «Война забирает у нас одних детей, но Сталин дает нам других». В итоге старики, приютившие главного героя, чуть было не лишаются и этого посланного им ребенка, так как своенравный мальчик решает убежать в надежде найти своего родного отца. Самые сентиментальные зрители на финальной сцене не удержались и всплакнули. Фильм получился действительно неплохим, сложилось впечатление, что материала было снято гораздо больше, чем смонтировано, и что его хватило бы на полнометражный фильм. Почему бы и нет? Есть литературная основа (повесть Мухтара Магауи «Бір атаның балалары», в переводе: «Дети одного отца»), есть пространство для проработки персонажей, психологии их поведения, личной истории каждого из них.
Другой фильм - «Баранья нога» - поставлен по рассказу Роальда Даля «Убийство Патрика Мэлони». На первых же минутах зрителей, мягко говоря, впечатлил огромный голый мужчина в кадре (возникли сомнения, действительно ли стоило его показывать и выиграл ли от этого фильм). Действие английского рассказа, в котором беременная жена убивает неверного мужа бараньей ногой и потом эту же ногу запекает на ужин, перенесено в российские реалии: «маленький домик, русская печка». Фильм получился довольно близким к оригинальному тексту, разве что не совсем верилось, что от симпатичной жены можно уйти к любовнице а-ля продавщица сельпо. Да, сцена ужина сотрудников полиции, приехавших на место преступления, была забавной — с серьезным выражением лица, исключив малейшую вероятность, что преступником может быть жена потерпевшего, мужчины пытались понять, что стало орудием убийства, с аппетитом поедая огромную баранью ногу. Но в том, что зрители в зале посмеивались, все-таки заслуга Роальда Даля.
Таким же близким к литературному оригиналу был фильм «Мадрид» по одноименному рассказу Ивана Бунина. Режиссер попытался перенести в наши дни историю о юной девушке, вынужденной сойти на кривую дорожку. Однажды она встречает молодого мужчину, и тот оказывается не просто очередным клиентом, а тем, кто проникнется к ней жалостью и, возможно, после финальных титров и последней точки, любовью.
Все фильмы очень разные, у каждого был шанс рассказать о том, что волнует их больше всего. Начинающего режиссера Николая Котяша заинтересовала насущная проблема российских городов — воровство, нелегальная миграция, трудоустройство иностранных граждан без надлежащего оформления, вкупе с вопросами морали, таким, например, как супружеская измена. Свой взгляд на это он изложил в фильме «Каждый первый», название которого должно заставить нас задуматься, а не так ли уж мы безгрешны, как думаем?
Помимо этой притчи, была и другая, сделанная поинтереснее - «Медвежья гора» Ваганека Балаяна. Деревенский анекдот о нелегкой жизни армянских мужчин. У старика умирает жена, и последней волей ее становится наказ мужу сжечь ее на некой Медвежьей горе. Вдовец идет к своим знакомым, чтобы посоветоваться, как лучше поступить: исполнить желание умершей супруги вопреки обычаям или все-таки остаться верным традициям? Сопровождается история красивейшими пейзажами армянской природы, шутливыми мизансценами и каким-то неуловимым этническим обаянием. Главный герой до конца фильма не может решить, что же делать. В какой-то момент ему приходит в голову совсем экстраординарная мысль. «Если Бог потопил всю Землю, - говорит он попу, - разве я не могу утопить свою жену?» Концовку же можно назвать оптимистичной. Все оборачивается чудесным образом, и бедняге-старику так и не приходится выбирать.
Подвел черту под представленной подборкой детский фильм «Последний трамвай» Евгения Черепанова, по сценарию Игоря Масленникова. Незатейливая ода городским трамваям, чем-то напоминающая по настроению старые советские картины.
В целом, дипломные работы произвели приятное впечатление, хотя в большинстве из них и чувствовалась еще не совсем уверенная рука. Однако хочется надеяться, что российское кино действительно пополнится людьми, любящими и умеющими его снимать.
Текст Дина Шадиева