Пожалуй, немногим поэтам или актерам удаётся стать «голосом» сразу нескольких поколений. Таким был и остаётся по сей день артист с большой буквы – Владимир Семёнович Высоцкий. Кумира миллионов нет с нами уже тридцать пять лет, но для многих он как будто жив – пусть даже в двух столицах не найдёшь ни одной маленькой улочки, названной в его честь. Высоцкого любили и продолжают любить наши родители, и, вполне возможно, по сей день ставят его в пример всем бесталанным выскочкам, местечковым звёздам, которым совершенно нечего сегодня сказать миру. Владимира Высоцкого любит и наше поколение. Остается надеяться, что его высоко будут ценить и наши дети. Об этом человеке можно сказать ещё много тёплых слов, но ближе к делу.
25 января Руслан Кудашов и Павел Григорьев представили долгожданную премьеру в Большом театре кукол – спектакль «Высоцкий.Requiem». Постановка стала второй частью предполагаемой трилогии. Ранее был выпущен нашумевший и полюбившийся зрителям самых разных возрастов «Башлачёв. Человек поющий». На спектакль по-прежнему трудно достать билеты, а малая сцена БТК всегда забита под завязку. Трилогию завершит постановка о Бродском – будем ждать.
Спектакль «Высоцкий» по своему сюжету оказался гораздо более насыщенным по сравнению первой постановкой трилогии, и намного трагичнее. Все начинается со сцены прощания с Владимиром Высоцким. Как известно, почти вся Москва пришла проститься с ним 28 июля 1980 года.
В спектакле есть также позитивные, даже весёлые моменты, искромётные шутки. Вспоминают и высмеивают разные моменты советской жизни: суды, которым подвергалась в послевоенные десятилетия вся творческая интеллигенция, – был бы человек, а статья найдётся, доносы, коммунальные квартиры «на тридцать восемь комнат всего одна уборная». В спектакле заняты ведущие актёры мастерской Руслана Кудашова: Мария Батрасова, Денис Казачук, Алесь Снопковский и многие другие – им удалось поймать настроение поэзии Высоцкого и воплотить мистические образы его песен на сцене. Но главное в этой постановке, кроме блистательной игры актёров, – музыка, гармонично существующая вместе с пластическими элементами и игрой света.
Владимир Высоцкий пел о тех вещах, которые понятны и близки каждому: о любви, дружбе, чувстве долга, человечности и тех нравственные идеалах, что со временем не устаревают.
Я поля влюблённым постелю,
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу – и значит, я люблю.
Я люблю – и значит, я живу.
В творчестве Высоцкого много военных песен. Хотя сам он был еще совсем ребенком в годы войны, эта тема всегда была близка его сердцу. Песни по-прежнему вызывают внутренний трепет.
Осмотрелись они, оклемались,
Похмелились, потом протрезвели.
И отплакали те, кто дождались,
Недождавшиеся отревели.
Спектакль «Высоцкий.Requiem» стал ещё одной приятной возможностью увидеть искусство без границ и восхититься красотой слов и движений. В БТК умеют поднимать серьезные темы, и показывать их так, чтобы на душе становилось светло.
То, что поётся, не может быть забыто!