Диана Оганезова – молодая джазовая певица. Она активно выступает на сценах петербургских джаз-клубов, а также является участницей серьезных музыкальных проектов. Диана – обладательница обаятельного низкого голоса, легкий в общении, открытый человек. Она рассказала ОКОЛО о выборе своего пути, трудностях, с которыми приходится сталкиваться, и заверила в том, что каждый человек талантлив. Ты окончила колледж им. Мусоргского по специальности «Эстрадно-джазовое пение». Ты всегда хотела стать певицей?
Как оказывается, да. Несколько лет назад я нашла свой старый учебник по английскому языку, в котором было задание – изобразить, кем вы хотите стать в будущем. И я себя изобразила поющей в микрофон. В семь лет родители отправили в музыкальную школу. Училась я там неохотно: как и многие в подростковом возрасте хотела бросить. Школу я все же закончила, но после этого год не занималась музыкой.
Что вернуло тебе интерес к музыке?
В течение года после окончания музыкальной школы я занималась многим. У меня хорошо получалось писать, поэтому я даже пробовала себя в журналистике, но скоро поняла, что это не мое. В это же время преподавательница по английскому языку стала приносить мне англоязычные песни - тогда мне очень понравилось петь, и я захотела заниматься этим серьезнее.
Почему ты выбрала именно эстрадно-джазовое направление для дальнейшего развития?
Я джаз не выбирала, он сам меня выбрал. Ещё перед музыкальной школой, совсем маленькой, я пела в детской студии. Преподаватель давала петь детские песенки с джазовой гармонией и хвалила, что я хорошо чувствую стиль. Потом многие говорили, что с моим низким голосом обязательно нужно идти в джаз, хотя тогда я не очень понимала, что это за направление. В 15 лет я пришла заниматься вокалом к преподавателю Ариадне Владимировне Карягиной, у которой я позже продолжила обучение в колледже. Она - одна из немногих, кто поверил в меня тогда.
Сейчас у тебя уже большой опыт выступлений с разными коллективами. А ты помнишь, каким было твое первое выступление?
Конечно! Такое не забывается. После года занятий вокалом, я поехала в лагерь «Зеркальный» и на одном из праздников вызвалась спеть песню из мюзикла «Кабаре». При этом я отказалась от всех подпевок и подтанцовок. Просто вышла одна и спела. Такого состояния у меня больше никогда не было: первый раз на сцене ноги жутко тряслись, но голос не дрогнул. Еле стояла, но все же пела. После этого выступления от радости я носилась по коридору как заведенная, а когда подуспокоилась, подумала: «Значит, могу».
У тебя есть два основных проекта – SmoothKats и Pearls. Расскажи поподробнее о Pearls?
На первом курсе колледжа я собрала группу, которая развалилась после первой же репетиции, зато тогда через басиста я познакомилась с пианистом Василием Милкиным – он как раз искал солиста. С ним был образован долгоиграющий проект Pearls. Мы играем в основном музыку «доджазового» периода, конца XIX начала XX века: регтаймы, кейкоуки, матчиш, фокстрот, старые блюзы, баллады. Уже есть постоянные поклонники нашего творчества – танцоры, которые занимаются «доджазовыми» танцами и не пропускают ни одного концерта. Это создает свою атмосферу.
SmoothKats –коллектив из шести девушек, с которым вы уже успели выступить на таких крупных фестивалях как «Петроджаз», «Harley-Davidson» и «Lady in Jazz». С чего все начиналось?
Smooth Kats изначально создавался как джазовый проект для халтур. Не было даже идеи создания женского коллектива. Катя Алпатова, бас-гитаристка группы, училась со мной в колледже на одном курсе. Тогда она твердо решила собрать группу и перепробовала всех вокалисток училища, пока, наконец, не дошла до меня. Когда мы собрались втроем, - я, бас-гитаристка и барабанщик Михаил Банцев, хороший друг Ариадны Владимировны, - то создали группу «Профитроли». Подход к проекту был серьезным, однако развития задумка не получила. На одной из репетиций Михаил предложил собрать женский состав и пойти выступать по ресторанам. Мы прониклись идеей и стали искать музыкантов. Процесс формирования группы был долгим: из первого состава практически никого не осталось. Нынешний коллектив музыкантов сложился с 2013 года, уже после выпуска из колледжа.
Нелегко, наверное, существовать в чисто женском коллективе?
Женский состав – это всегда очень сложно. Я не представляю, как мы до сих пор существуем. У девочек другая энергетика. От музыкантов мужчин поддержки обычно больше. Сейчас я уже больше чувствую поддержку, а раньше мне говорили, что я «волочу» концерты на себе. Однако девочки потихоньку стали раскачиваться и чувствовать себя более уверенно на сцене.
В группе проекта SmoothKats написано, что вы играете фанк и эсид-джаз. Почему вы выбрали именно такой стиль исполнения?
Я очень люблю классический джаз, а вот участниц проекта он не так сильно интересует. Им больше импонирует фанк и эсид-джаз. Эсид-джаз - очень странное понятие. Это стиль, который просуществовал совсем недолго и не получил особого распространения. Я считаю, что лучше вообще не зацикливаться на стилевых ярлыках. Для большинства людей все, что я пою – джаз. Smooth Kats тоже часто называют джазовым коллективом, хотя джаза в нем мало.
С какими проблемами приходилось сталкиваться группе во время выступлений и подготовки к ним?
На данный момент организацией концертов занимается наша бас-гитаристка Катя. Конечно, мы все пришли к мнению, что такие обязанности должны выполнять профессионалы. Организациями выступлений должен заниматься концертный директор. Самим это делать затруднительно. Для того, чтобы достойно выступать на международном уровне, приходится находить время для репетиций, иначе начинается полный хаос. У нас есть свой саунд-продюссер – барабанщик из «Профитролей». Нам с ним очень повезло: он занимается аранжировками, посещает наши репетиции и дает ценные советы. В России нет такой профессии: трек записали – и слава Богу. По-хорошему, чтобы выйти на достойный уровень, нужна кропотливая работа со звуком. Ещё мы всегда мучаемся с аппаратурой. Если приглашают нас с Pearls, а у них даже нет акустического пианино – то это совершенно бессмысленно, ведь исполняемая нами музыка требует акустического звучания. Она скорее прозвучит на расстроенном рояле, ведре с палкой или стиральной доске. Но только не на синтезаторе.
Джазовые певцы в основном перепевают известные стандарты. Есть ли у тебя авторский материал?
На самом первом моем концерте в джаз-клубе JFC я выступала с музыкой собственного сочинения. Сама писала текст и музыку в околоджазовом стиле, с аранжировками помогали музыканты. Тот концерт был для меня энергозатратным: конечно, мне помогали знакомые, но в основном его организация лежала на мне. Надо было обзванивать всех музыкантов, которым вечно некогда. Собрать пять-шесть музыкантов в одном месте – практически невозможно! При этом всегда кто-то опаздывает на час, а кто-то уходит на час раньше. Я не раз выступала со своим авторским материалом, но на данный момент у меня не хватает времени для организации сольных концертов. Тем не менее я не перестаю писать песни и заниматься аранжировками.
С какими музыкантами тебе приятнее всего работать? Что ты прежде всего в них ценишь?
Больше всего меня привлекают музыканты с широкими взглядами. Люблю, когда предлагают что-то новое, проявляют заинтересованность. Очень много в Петербурге прекрасных сессионных музыкантов, которые помогают и поддерживают. К вокалистам в основном относятся не лучшим образом: в представлении инструменталиста вокалист - тупой, и вообще не музыкант. Приятно, когда общаешься с музыкантами на равных. Я ценю подсказки музыкантов и прислушиваюсь к тому, что они советуют.
Традиционный Новогодний вопрос: каковы твои планы на 2015 год? На что рассчитываешь, о чем мечтаешь?
Никогда ни на что нельзя рассчитывать: жизнь уже научила. Имеет значение только то, что ты делаешь, и как развиваешься. Певец - такая профессия, в которой нельзя расслабляться. К тому же нужно о многом думать самому: если ты будешь делать только то, что тебе говорит преподаватель, ты вообще ничего не добьешься.
Мы ставим большие ставки на Smooth Kats: планируем выступать Европе и Америке. Предложения уже есть, но до дела пока не дошло. Этот год стал прорывом: нас хотят слушать. Конечно, хочется выйти на новый уровень – это касается даже не столько группы, сколько уровня личного мастерства.