Наше новогоднее кино с интеллектуальным запасом..
Очередной год успешно обновился. Все погрузились в привычное и бытовое. И только в России волшебство не кончается аж до самого Крещения! Сегодня наступает праздник загадочный, как сама русская душа – Старый Новый год. А за ним – всеми любимые Святки, ведь какой русский не любит погонять чертей крещенским вечерком! В долгий праздничный график отлично вписывается расслабляющий сеанс кинопросмотра о чудесах и чудесном. Для себя я составила крохотный рейтинг отечественного новогоднего кино, которое можно смотреть и пересматривать без ущерба для мозговой деятельности, душевного здоровья и без интеллектуальных потерь. Почему именно российское? Скажем, «мама - Америка» тоже ежегодно «выхлопывает» разноцветное конфетти рождественских фильмов, зачастую куда более удачных с точки зрения качества и более востребованных у новых поколений?
Во — первых, наше кино просто напросто гораздо чаще показывают. Во - вторых, для большинства, впитавшего его с молоком матери, оно прямо таки источает пряный запах детства — аромат шоколадных конфет из новогоднего подарка. Во - третьих, ментальность. Ничуть не умаляя искрометной изобретательности лучшей американской рождественской истории «Один дома», полагаю, что ее ценность зиждется прежде всего на знаменитом американском трюкачестве и гэговой отвязности. Ни яркая работа малолетнего Маколея Калкина, ни роскошный голливудский профессионализм не делают этот фильм ничем иным, как набором великолепно исполненных трюков.И даже любимый «Отпуск по обмену» - по доброму смешной, исключительно выигрышный актерски, все же представляет собой лишь прелестную комедию ситуаций, с предсказуемым «бродячим» сюжетом, но без такой необходимой русской душе глубины переживаний и простой задушевности. Поэтому, вспомним о близком. О новогодних фильмах, которые можно смотреть много раз, радуясь узнаваемому, всегда открывая для себя нечто новое.
Давным - давно, когда мамы и папы еще были детьми, весь новогодний репертуар исчерпывался двумя - тремя маловыразительными картинами, среди которых «Карнавальная ночь» молодого режиссера Эльдара Рязанова была культовой. На сегодняшний день телеканалы буквально забиты фильмами о рождественских неожиданностях. Каждый старается создать своему зрителю праздничное настроение задолго до боя курантов. Найти в этом бесконечном ряду повторяющихся сюжетов нечто достойное не так легко.Главным чудом всех времен и народов является, как известно, любовь. В этом контексте все российские новогодние фильмы четко подразделяются на три категории:
История об одинокой женщине, обретающей в Новогоднюю ночь свое счастье (в виде одинокого мужчины, разумеется).
История об одинокой женщине с ребенком, который под Новый год находит себе подходящего заботливого папу, а маме мужа (самый сказочный вариант).
История о женщине, которая как раз собирается замуж, но под Новый год случай сводит ее с настоящим избранником (в свете чего, жених, конечно же оказывается подлецом или просто «редиской»).
Первый фильм из моего рейтинга подпадает под третью графу. Я не буду оригинальничать и скажу честно, это - «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Признаюсь, фильм этот далеко не самый любимый в творчестве мастера романтических кинокомедий Э. Рязанова. И все же, я отдаю ему почетное место за многочисленные и неоспоримые художественные достоинства.В далеком 1975 на фоне общего «безрыбья» эта новогодняя история сама по себе стала чудом. Маленький шедевр, чуть было не закрытый цензурой «за пропаганду пьянства», обеспечил себе бессмертие абсолютной несхожестью со всем, что тогда выдавалось кинематографом «на гора». Необычная завязка сюжета, кстати, имевшего под собой реальную основу, интеллектуальный юмор, чертовски приятные диалоги, фразы из которых навеки поселились в «великом и могучем». Целый сонм незабываемых актерских удач. Непривычные отходы от канонов классической мелодрамы, которая непременно должна иметь четкое и желательно позитивное разрешение сюжета. В нашем случае герои оставляют за собой след недоговоренности и фактически открытый, совсем не по новогоднему тревожащий душу финал.Не секрет, что в советское время общий культурный фон нации был не в пример выше, чем ныне. То, что интеллектуал Рязанов насытил свои киноработы поэзией и песнями на основе лучших ее образцов, хотя и было ново, но воспринималось, как само собой разумеющееся. Герои, читающие за кадром стихи вовсе не чужеродны природе его фильмов.
Первой в ряду таких поэзокартин стала «Ирония судьбы...». Режиссер совершил своеобразный гражданский подвиг, включив в фильм песни на стихи тогда практически не издававшихся Цветаевой и Пастернака, «врага народа» Владимира Киршона, «космополита» Михаила Львовского, не слишком обласканных властью А. Аронова, Е.Евтушенко, Б. Ахмадулиной.Разумеется, за многие годы рассмотренный вдоль и поперек, но не затертый обыденностью фильм, чаще всего идет фоном при подготовке к празднику. И все же, периодически замираешь перед телевизором, слушая эти ошеломляюще прекрасные произведения, призывающие «остановиться, оглянуться...». И вновь не веришь, что тихий будничный голос, которым Надя так чудесно поет под гитару свои песни, принадлежит невероятной Алле Борисовне. Относиться к этой нетленке можно как угодно. Я не исключаю даже, что молодые поколения россиян обошли ее своим вниманием. Или видели только лишь не слишком удавшееся продолжение. От этого фильм не стал менее великим. Его художественное и лексическое своеобразие признаны повсеместно: в программы изучения русского языка во всех странах мира входит обязательный просмотр «Иронии судьбы…».
Только лишь «гордая полячка» Барбара Брыльска так и не сумела оценить его до конца:«Я до сих пор не понимаю, почему этот фильм пользуется такой большой популярностью в России. Мне кажется, что если по несколько раз в год показывают одну и ту же картину, она обязательно должна надоесть…».
Ничего удивительного. Просто ее детство не прошло с нашим «на одних букварях»...Второе место в моих личных новогодних пристрастиях я отдаю фильму опять же винтажному, из советских глубин, и тоже засмотренному до дыр.
31 декабря 1982 года на телеэкраны вышла сказка для взрослых «Чародеи». . Советская интеллигенция ошалело приникла к квадратикам своих ламповых телевизоров — вот это да! На экране Стругацкие! Малопонятные для тогдашних замшелых политиков и очевидно опасные для умных цензоров авторы - фантасты, кумиры «физиков и лириков» эпохи оттепели, читались, в основном, в самиздате. Пробить кинопостановку считалось делом безнадежным. Это удалось режиссеру Константину Бромбергу, незадолго до этого успешно снявшему «Приключения Электроника».Фильм составил отличную новогоднюю пару с «Иронией судьбы..» и полюбился зрителям так, что его пришлось повторить уже в январе 1983. На цитаты он разошелся так же быстро, как и предшественник. Физики и лирики, шпарившие строчками из повести «Понедельник начинается в субботу», с восторгом узнавали в фильме неповторимый колорит юмора Стругацких. Однако, картина эта лишь отдаленно напоминала знаменитую повесть и явилась миру, как вполне самостоятельное произведение.
Поскольку в советские времена кино не могло быть смешным безыдейно, то официально авторам пришлось высмеивать бюрократизм и лизоблюдство. Между строк, однако же, мелькнул и говорящий «булгаковский» кот (большую часть его текста внимательная цензура все таки вырезала) и святочное зеркало, и привидения. Фильм так нестандартно и весело проповедовал научную веру в чудеса, что они проникли даже на съемочную площадку, и однажды, темной суздальской ночью над съемочной группой завис в небе самый настоящий НЛО.
Нестареющие «Чародеи» до сих пор расцвечивают новогодние праздники яркими эмоциями, блистательной актерской игрой и чудесными песнями. Многие знают только лишь навязшую в зубах «И уносят меня...», хотя на самом деле звуковой ряд фильма представляет собой отдельную тему незабываемых мелодий Е. Крылатова и текстов Л. Дербенева — авторов лучших советских саундтреков.
Третье место в моих предпочтениях занимает мелодраматическая комедия 2000 - го года, снятая двумя большими мастерами кино — известным режиссером Михаилом Аграновичем и гениальным актером Олегом Янковским, для которого фильм «Приходи на меня посмотреть» стал режиссерской «пробой пера». Уютная, милая картина, чуточку по новогоднему мистическая и, безусловно, сказочная относится к первой категории рождественских историй про одиноких женщин и про мужчин, которые на самом деле существуют только в таких вот историях. Фильм очень настроенческий, и сделан интеллигентами для интеллектуалов. В главных ролях самые изысканные аристократы российского кинопространства — Екатерина Васильева. Ирина Купченко, Олег Янковский. Романс на стихи Анны Ахматовой «Приходи на меня посмотреть» великолепно исполнен прекрасной закадровой певицей Еленой Камбуровой. Удовольствие от просмотра этого удивительного фильма сравнимо с бокалом благородного вина.На четвертое место я ставлю малоизвестный новогодний фильм «Четвертое желание» (2003). Картина редко посещает голубой экран, хотя для волшебной рождественской истории в ней всего предостаточно. Кроме того, этот весьма спорный с точки зрения художественности фильм, проникнут совершенно особой атмосферой, которая ярко выделяет его из массы других сугубо праздничных постановок.Дело в том, что снималась лента на маленькой национальной киностудии «Югра - Фильм». Для несведующих — Югра — это этническое название Ханты - Мансийского автономного округа. Страна Хантов и Манси весьма богата природными ресурсами, и потому может позволить себе многое — красивую современную столицу, ежегодный кинофестиваль «Дух огня», свою кинофабрику и, наверняка, неплохие выплаты артистам. В фильме заняты актеры первого звена — Гоша Куценко, Мария Порошина, Сергей Астахов, режиссер Дмитрий Астрахан.
Фильм явно тяготеет к категории номер 3. Главные герои, которых играют, разумеется, Куценко и Порошина, на протяжении двух серий мучительно долго переходят от ненависти к любви, при общей картине любви с первого взгляда. Необоснованная длительность повествования намекает на необходимость расхода вложенных нефтегазовых средств, иначе, к чему так долго выяснять отношения и наступать на одни и те же грабли?Однако, в защиту новогодней истории можно сказать гораздо больше. Ее эстетическая составляющая поднимает планку достаточно высоко. Общее настроение фильма так умело приспособлено к национальной эстетике места, где он снимался, что невольно на память приходят потрясающие книги Алексея Иванова о величии прошлого маленьких уральских народов. Их внутреннюю энергию, пассионарную силу, шаманскую притягательность, волховство в полной мере удалось передать замечательному Гоше Куценко в роли незадачливого фокусника Морозова. На мой взгляд, этот почти трагический образ Деда Мороза — одна из лучших ролей в карьере актера. Вместе с волком Волковым (Сергей Шеховцов) и зайцем Зайцевым (Михаил Тарабукин) он составил восхитительное трио, на котором «выезжает» весь фильм.Впечатление было бы неполным без прекрасной работы художника — постановщика Александра Максимовича. Его декорации поразительно точно передают орнаменталистику, «дух огня», колорит местных жилищ, при этом удачно стилизованных под новогодний уют. В минуты высокого градуса тревожности в кадре появляются деревянные идолы - древние спутники вогулов, к которым они обращались за помощью в трудную минуту. Мрачные уральские леса, бесконечные воющие вьюги, волшебство, в которое непременно нужно верить, чтобы оно сбылось — этот на редкость живописный план оставляет ощущение настоящего рождественского дива.
И, наконец, пятое место. Его я обычно оставляю свободным для кино нового, неожиданного, свежего. Эту позицию изначально занимает новогодний фильм года, какое нибудь милое откровение, которое может стать любимым. Или не стать, но порадовать хотя бы единожды.Как в случае с фильмом «Елки 1914». Тема последних «Елок...» при всех видимых недостатках работы сама по себе симпатична, как очаровательный набор старинных сусальных рождественских открыток. Несколько историй из пленительного времени капризной декоративности искусства и бурно растущего технического прогресса, когда мир только вступал на дорогу грядущих катастроф нового века, вполне могут украсить старт в наступающий год.
Текст: Дарья Евдочук
.