Текст: Дарья Евдочук
Звездная карта: Тернистые судьбы «звезд».
Тем, кому жизнь «звезд» Голливуда представляется безоблачным раем, известный ниспровергатель стереотипов Дэвид Кроненберг предлагает свой новый фильм «Звездная карта» («Maps to the Stars» ). Картина выходит в российский прокат 18 декабря 2014.
Космическое название не должно никого обмануть. Дело в том, что в «стране грез» существуют специальные экскурсионные маршруты с картой, на которой отмечены места, где обитают «звезды».
Не успела юная Агата (Миа Васиковска) приземлиться в Лос Анджелесе, как водитель такси - лимузина Джером (Роберт Паттинсон) предложил ей такую заманчивую поездку. Агата не отказалась ни от экскурсии, ни от дружбы с будущим актером и сценаристом Джеромом Фонтана. Планы странной девушки с обожженным в давнем пожаре лицом, распространяются далеко за пределы обычного туристического визита, и любые связи, ведущие к «звездам», становятся очередной ступенькой к цели.
Семейство Вайсов ведет активное и, на первый взгляд, благополучное существование. Стэффорд Вайс (Джон Кьюсак), психотерапевт, мануальный терапевт, автор передачи и книг-бестселлеров о совершенствовании души и тела. Его сын — подросток Бенджи (Иван Берд) — давно и успешно снимается в телесериалах. Жена Кристина (Оливия Уильямс) умело держит удачу сына в своих руках.
Пациентка Вайса, актриса Гавана (Джулианна Мур) «в шлеме и латах» бьется о «железную старость». Под занавес карьеры она мечтает сняться в ремейке фильма, некогда сделавшего кинозвездой ее мать Кларис (Сара Гадон).
Тонкой, но смертельно опасной, как оголенный электропровод, нитью протянулась между героями незадачливая судьба провинциалки Агаты.
Такой нехитрый сюжет мог бы стать основой серьезной драмы, если бы режиссером не выступил Дэвид Кроненберг. Когда то он начал свое общение с кинематографом с жанра body horror ( «телесный ужас» — мутации и пугающие трансформации человеческих тел). Повзрослев, мастер осознал, что мутации сознания и души куда более прихотливы и занятны в рамках того независимого, артхаусного кино, ярким представителем которого он является. Основополагающими работами на пути переосмысления стали фильмы последних лет — «Оправданная жестокость» (2005), «Опасный метод» (2011) и «Космополис» (2012). В них автор обращается к теме аномалий и вывихов человеческой психики.
Не случайно его внимание привлек и сценарий Брюса Вагнера, известного по одному из «Кошмаров на улице Вязов» ( «Воины сна»). Сценарист не только выводит несколько сюжетных линий, но и мастерски «кошмарит» и без того извращенный мир героев фильма. У каждого есть свой неприглядный «скелет в шкафу» — нечто, в чем совестно признаться.
Вайсы вынужденно хранят некую постыдную тайну, которая самым пагубным образом отражается на их судьбах и психическом здоровье их детей. Бенджи — юный наркоман. Гавана обуреваема фрейдистским комплексом отношений с матерью. Агата — воплощение бесовского начала.
Фильм «Звездная карта» есть своеобразная сублимация опыта, полученного Кроненбергом в работе с киножанрами хоррора и психологического триллера. В новой картине внутренний заряд и смысл куда важнее внешней канвы истории. Именно с этим пониманием надо подойти к просмотру фильма, поскольку все, что находится на поверхности, в данном случае всего лишь отлично сработанная оболочка скрытой сути.
Если для рассказа о самых злостных искажениях разума и поведения автор выбирает Голливуд, то это, конечно, не значит, что таковые не существуют вне его. Кроненберг, отлично знающий изъяны всевозможных «stars», а также обычаи и нравы «звездных» жителей городка Беверли Хиллз, являет нам жутковатый срез жизни тех, на кого равняется обывательский слой общества, желчно и местами злобно выворачивая наизнанку их пресыщенное показное благообразие.
Голливуд представляется ему огромной кучей самых черных людских пороков, на верхушке которой сияет «золотой телец». Семь смертных грехов, без коих тоже не обошлось в картине, — цветочки по сравнению с душевными дефектами всех без исключения героев фильма.
По сути, в картине нет ни одного положительного персонажа. Среди всех, от мала до велика, автором щедро распределены лицемерие, корысть, тупоумие, безжалостность, зависть, сквернословие, инцест, разврат, склонность к истерии, суициду, убийству. Подростковый алкоголизм, наркомания и пошлейший юмор с фекально-гендерным оттенком кажутся нормой современного американского социума.
Хочется предостеречь патриотично настроенного российского зрителя от этой каверзной ошибки восприятия. «Звездная карта», несмотря на обилие крови и гнуснейших сцен, все же картина сатирическая, снятая в стиле комедийного нуара. Равнять по ней истинную повседневность Америки было бы также глупо, как поверять российскую действительность балабановскими «Жмурками». Но именно концентрация жути должна подсказать верное понимание фильма. Автор словно тычет зрителя носом во все самое отвратительное в человеческом существе. Картина целиком подчинена этому замыслу.
Как и любая хорошая голливудская продукция, «Звездная карта» делалась прекрасной командой профессионалов, многие из которых уже не впервые работают с Кроненбергом. Роли голливудских завсегдатаев отданы, разумеется, истинным звездам. Не забыты старшие кумиры — Джулианна Мур, Джон Кьюсак, и нынешние идолы молодежи — Роберт Паттинсон, Миа Васиковска. Все актерские работы исключительно хороши.
Наверное, никогда прежде оператору Питеру Сушицки не приходилось «подавать» красавчиков «фабрики грез» в таком неприглядном виде. Неприятно дряблое тело слишком очевидно стареющей героини Д. Мур. Как то особенно омерзителен в своих тапочках-лапках (художник по костюмам — сестра режиссера Денис Кроненберг) персонаж Д. Кьюсака. С явной «топорностью» сработаны стрижки, уродующие героинь О. Уильямс и М. Васиковска. Противны и зловеще высокомерны дети и подростки.
И все же во всем этом видимом безобразии кроется бездна едкой иронии. Режиссер показывает ущербность голливудского бытия не только через своих «звездных» персонажей. Он с ехидством смешивает популярные жанры продукции всевозможных «пикчерс - студий»: отчетливы отсылки к триллеру, хоррору (почти всем являются призраки), детективу, эротике, комедии, «мыльным» сериалам, чернухе. Весь этот винегрет смачно приправлен соусом уже упомянутого сатирического нуара.
Кроненберг смеется над Голливудом, позволяя себе опасную вольность — сцену соития главных героев на фоне знаменитых огромных букв на холме Hollywood. “Я поимел тебя, ненормальное общество фабрики призрачного счастья», говорит своим фильмом режиссер-бунтарь. Вне всякого сомнения, имея в виду что-то гораздо более глобальное, чем жизнь знаменитой киностудии.