Главная » «Я ничего не могу попросить у Бога, потому что я считаю, что его нет»
«Я ничего не могу попросить у Бога, потому что я считаю, что его нет»
15.12.2014
«Кислород», «Эйфория», «Танец Дели» - если вам знаком хоть один из этих волшебных фильмов, то и Иван Вырыпаев для вас – не пустой звук, а что-то запредельное. 13 декабря на площадке Скороход развернулся премьерный для Питера показ моноспектакля «UFO», где режиссер выступил на этот раз и в роли актера.
Руководитель московского театра «Практика» Иван Вырыпаев привез в северную столицу свой первый и на данный момент единственный моноспектакль. Публика большей частью состояла, конечно, из молодежи, но была замечена и чудесная старенькая бабушка. Желающих взглянуть на происходящее было много, но в силу того, что спектакль является камерным, посетить его удалось не всем. И все же организаторы шли на встречу жаждущим – в зале появлялись дополнительные стулья и пуфики. Постановка «UFO» несколько разнится с общепринятым понятием спектакля. На сцене из всех декораций только железная стенка за спиной актера, стул, стол да стоящий сбоку штандарт с рекламой фирмы Solihard, о которой нам становится известно чуть позже. Собственно сам режиссер так дает краткий анонс всего происходящего: «Пьеса называется «UFO». Я разговаривал с людьми, которым удалось поговорить с космосом. У нас принято называть это "внеземной цивилизацией". Думаю, нам всем будет интересно узнать, чему нас может научить "внеземная цивилизация" или, проще говоря, - космос".
Но Иван не так прост, а потому по ходу спектакля становится ясно, что Вырыпаев существует в пьесе во множестве разных состояний. Не только как автор, актер, режиссер, но и как выдуманный персонаж Иван Вырыпаев. Где кончается текст одного и начинается другого – загадка, которую зритель пытается разгадать.
«Несколько лет назад родилась идея снять фильм о людях, которые имели контакт с НЛО. Из интернета я узнал, что ежегодно такой контакт имеют 6 миллиардов людей. Я подумал: неужели из этих 6 миллиардов не найдется 20 человек, которые действительно видели UFO? Я стал узнавать. Из всего этого количества 14 человек оказались «ok». Я решил взять у них интервью, и директор компании Solihard согласился спонсировать весь этот проект. Из тех 14 «ok» 9 оказались «okay». Вот их интервью я вам и зачитаю». Иван поочередно озвучивал нам монологи очевидцев, в каждом из которых была одна своя четкая мысль. Это было похоже на 9 заповедей, выведенных автором: безопасность, тишина, простота, чувство сопричастности с миром, познание себя, открытость, благодарность, ощущение Бога, путь домой. И слова-то, вроде, простые и понятные, но как оказалось, смысл их давно стал для нас затерт, замылен и неверен. А потому на каждом новом интервью, на каждой новой мысли по-детски открывался рот от удивления и от осознания того, что все эти смыслы ведь были когда-то понятны и доступны, но теперь почему-то забыты.
Но дабы не превращать все происходящее в галимую драму, Вырыпаев включал и юмор и светлую иронию, а потому спектакль никак нельзя назвать ровным. Скорее это неизвестная тропинка через лес, на которой попадаются то вкусные ягоды, то смешные зверьки, то неожиданные обрывы и ливни.
Несмотря на то, что исполнитель не ставил себе целью проиграть всех персонажей, он наделил каждого своеобразным характером. Оттого они с одной стороны не сливались в общее пятно и были индивидуальны, а с другой стороны – были в гармонии, как один большой чудесный человек.
В конце режиссер помимо очевидцев вводит персонажа, который не встречался с НЛО. Это директор компании Solihard. Выясняется, что он отказался спонсировать фильм, узнав, что на самом деле Вырыпаев ни у кого интервью не брал, а всех героев просто придумал.
- Нет, Вань, ну это ведь совсем другое дело. Это же неправда. Они не реальны.
- А какая разница: были эти персонажи реальны или нет? Главное, какой смысл нам все это несет.
Конечно, внеземная цивилизация здесь – это не зеленые человечки, это мир и космос. И только в соприкосновении и контакте со всей вселенной открываются важные истины. Сам режиссер именно так интерпретирует свою работу: «Вообще этот спектакль говорит о том, как нам научиться выстраивать коммуникации с собой и с окружающим нас миром. А, по-моему, это самая актуальная тема, которая только может быть».
Как и все работы Вырыпаева, данную пьесу можно разбивать на цитаты, ведь каждая фраза – на вес золота. Слова о благодарности, проблемах, Боге приобретают совершенно иной смысл. И смысл этот настолько прост, что мы непроизвольно ищем подвох, придумываем сложности и верим в них. «Я ничего не могу попросить у Бога, потому что я считаю, что его нет».