У истоков фотографии

Искусство художественной фотографии по меркам истории начало зарождаться не так давно — в XIX веке, хотя способы «остановить мгновение» были известны и раньше. Первые закрепленные на бумаге фотографии не дошли до нас, однако чуть более поздние образцы можно увидеть на выставке «Фотография викторианской эпохи», которая открылась в РОСФОТО 25 декабря. Экспозиция подготовлена на основе коллекции РОСФОТО и британской коллекции «Прерафаэлитизм в искусстве фотографии», переданной Британским Советом в дар Томскому областному художественному музею, и приурочена она к году «Россия-Великобритания 2014». Основная часть выставки охватывает 1850-1870-е гг. Работы принадлежат представителям английского искусства. Почему именно викторианская эпоха? Ответ прост: именно в это время возрос интерес к фотографии; она стремится войти в пантеон изящных искусств. К фотографии в эту эпоху обращались не только фотографы, но и художники. Как результат — диффузия, взаимное влияние двух видов искусств. Как в живописи, так и в фотографии, художники и фотографы находят вдохновение в образах средневековой живописи, литературы и поэзии, обращаются к религиозной тематике и повседневности. Но фотографии прерафаэлистов: Данте Габриэля Россетти, Джулии Маргарет Камерон, Генри Пича Робинсона, Льюиса Кэрролла (Чарльза Лютвиджа Доджсона), — с одной стороны, в чем-то похожи на работы профессиональных фотографов того времени, и в то же время совсем другие. И для их осмысления понадобится небольшая историко-культурная справка. Фотографии Данте Габриэля Россетти — зачастую портретная съемка, причем одной женщины — Джейн Моррис. Она была возлюбленной Россетти, но кроме того и знаменитой натурщицей, которая воплощала идеал красоты прерафаэлистов. Джейн Моррис была запечатлена не только на снимках, но и на множестве картин Россетти и ее мужа Уильяма Морриса. Фотографии Льюиса Кэрролла подписаны его настоящим именем — Чарльз Лотвидж Доджсон. Среди его работ привлекает внимание «Алиса Лидделл в образе нищенки» — фото девочки, которая стала прототипом знаменитой Алисы в Стране чудес.   Наиболее запоминающиеся фотографии — Джулии Маргарет Камерон. В них присутствуют и религиозные мотивы («Поцелуй мира», где «душа мира» представлена в образе женщины, матери), и средневековые (легенда о короле Артуре: «Смерть Артура», Прощание Ланцелота и Гвиневры», «И Энид пела»), и античные («Зенобия» — царица Пальмиры, «Помона» — богиня изобилия). Парадоксально, но в фотографиях прерафаэлистов гораздо больше психологизма, больше жизни, чем в фотографиях профессионалов. Работы Камерон отражают и душевное состояние своего героя. Так, на фотографии кузины Камерон Мэй Принсеп изображена молодая девушка, которая в усталости склонила голову на одну руку. И усталость сквозит даже в ее взгляде. Это нелегко уловить в жизни, также, как и передать красками. Еще одна работа — «Позови, я иду, я иду, дай мне умереть» — портрет женщины, которая смотрит вдаль, и только выражение лица и название помогает понять ее истинные чувства. Работы профессиональных фотографов (Роджера Фентона, главы лондонского фотографического общества и первого официального военного фотографа, и леди Клементины Хаварден, одной из первых женщин-фотографов) отличаются от прерафаэлистских. В них есть элемент постановочности: ощущение мгновения уже нет; кажется, что «натурщик» стоял перед фотографом в окаменевшей позе несколько часов («Девушка в маскарадном костюме» К. Хаварден). Вторая часть выставки — подарочный альбом с видами исторических мест и памятников Шотландии. Подобные альбомы видовой фотографии были широко распространены во второй половине XIX века в среде высшего и среднего класса Великобритании. Главный автор альбома — шотландский фотограф Джеймс Валентайн. Помимо пейзажной и архитектурной съемки, среди работ Валентайна можно встретить и «Традиционный танец шотландских горцев» — фотографию, на которой в поле танцуют в национальной одежде шотландцы. В альбом также вошла 12 отпечатков другого крупного мастера видовой фотографии, снимавшего, главным образом, архитектурные и природные ландшафты Шотландии, Англии и Северной Ирландии, — Джорджа Вашингтона Уилсона («Мемориал мучеников, Оксфорд», «Церковь Христа, Оксфорд» и др.). Эти работы выполнены фотомеханическим способом печати — вудбуритипией, запатентованной Уолтером Бентли Вудбури в 1864 году. Этим же способом выполнена и серия портретов неизвестного автора. Уже в день открытия выставка привлекла многих ценителей фотографии. Но, без сомнения, она будут интересны и человеку, далекому от этого вида искусства. Несмотря на то, что работы экспозиции выполнены на разном уровне мастерства, она имеет историческую, историко-технологическую и художественную ценность.

Текст Ирина Степанова, фото Анастасия Стародубцева

[gallery columns="5" link="file" ids="71178,71179,71180,71181,71182,71183,71184,71185,71186,71187,71188,71189,71190,71191,71192,71193,71194,71195,71196,71197,71198,71199,71200,71201,71202,71203,71204,71205,71206,71207,71208,71209,71210,71211,71212,71213,71214,71215"]

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения