В конце ноября совсем молодая труппа студии при театре им. Ленсовета выпустила первую самостоятельную премьеру. Самостоятельная она потому, что даже в качестве режиссера выступил один из студийцев – Кирилл Фролов.
Ребята громко заявили о себе, еще будучи студентами курса А.Алексахиной СПбГАТИ и выпуская премьеру за премьерой на малой сцене Театра им. Ленсовета. В первых числах сентября они уже в качестве артистов студии при театре открыли театральный сезон спектаклем «Кабаре. Брехт» в постановке Юрия Бутусова. В конце ноября снова премьера – спектакль «Строитель Сольнес» по одноименной пьесе Генрика Ибсена.
Не секрет, что для молодежи свойственны заимствование и подражание. Не стали исключением и эти молодые артисты. В спектакле сильно ощущается присутствие Юрия Бутусова, что неудивительно, ведь именно он преподавал студийцам актерское мастерство. Интермедии, врезающиеся в действие, яркие цветные акценты на черно-белом фоне, эксперименты со звуком – это узнаваемый почерк их мастера. Однако это не слепое копирование – скорее, вдохновение. Вдохновившись его творчеством, почувствовав его идеи, молодые артисты как будто идут за ним, но при этом говорят легко и свободно, по-своему.
Историю Строителя Сольнеса, в душе которого разгораются сильнейшие противоречия, Кирилл Фролов представил как разрушение человека, дробление его на части. Главный герой пьесы успешен, но его успех родился из страшного горя – сгоревшего дома и смерти детей. У Сольнеса есть авторитет, но он боится юности, которая может уничтожить его жизнь. Так и происходит: юная Хильда Вангель, девочка, которой он десять лет назад в шутку пообещал подарить королевство, нашла его, чтобы потребовать обещанное.
Героя переполняют сомнения и страхи. Сольнес в исполнении Сергея Филатова - не живой человек, а холодная фарфоровая статуэтка. Точно сбежавшая скульптура из музея, герой появляется в образе мужчины эпохи барокко: блуза с рюшами, набеленное лицо, парик.
Помешательство главного героя, внутреннее разрушение и метания «между двух огней» - вот на чем Кирилл Фролов выстраивает свой спектакль. Противопоставления существуют не только в душе Сольнеса, они есть во всем: жену Алину и юную Хильду одновременно играет одна и та же актриса. Юстина Вонщик открыто перевоплощается из одной героини в другую на глазах у зрителя: надевая длинный плащ с шарфом, она становится уставшей от жизни, опустошенной женой Сольнеса, однако стоит скинуть плащ, как она превращается в восторженную, цветущую Хильду. Эти контрастные образы особенно наглядны в диалогах жены и юной девушки, когда на каждой фразе меняя интонацию и темп речи, актриса играет одновременно двух женщин. Режиссеру было важно, чтобы Алину и Хильду играла одна актриса, ведь это своего рода иллюстрация происходящего в голове Сольнеса безумия.
Непроходимые лабиринты в мыслях главного героя выражают декорации: на заднем плане собран целый ряд дверей разного размера и стиля. Словно сквозь непроходимые дебри, пытаясь найти ответы, Сольнес пробирается через них к Хильде.
Весь спектакль можно рассматривать как попытку разобраться в человеке, а если быть конкретнее – во внутренних волнениях Сольнеса. Хаотичность в разбросанных вещах, разломанном рояле и множестве дверей, контрасты в виде вырезанных из бумаги огромных снежинках, напоминающих о беззаботном детстве, и плотно перевязанных толстой веревкой стульях, безумство в образе ярко одетых девушках, бегающих с настольными лампами в руках – это передает мироощущение героя. Он потерялся в этом мире и во времени. Сольнес уже не понимает, что с ним происходит и где он находится, поэтому появляется в барочном костюме.
Герой бежит от прошлого, которое так хочется выкинуть из памяти, и пугающей его юности, но они догоняют и завлекают в свои сети. Борьба с прошлым всегда непредсказуема. Как в пьесе Ибсена, так и в студийном спектакле финал трагичен (Сольнес срывается с башни), однако остается вопрос: смерть Сольнеса – трагедия или спасение? Правильный ли выбор он сделал? Этот вопрос остается без ответа.