Питер Джексон: Хулиганская молодость волшебника
На экранах кинотеатров уже вовсю шествует заключительная часть «Хоббита». Самое время вернуться к истокам и взглянуть, с чего Питер Джексон начинал свой путь режиссера — а ведь до начала долгого путешествия в Средиземье он уже успел поставить ряд знаковых и уникальных картин.
Инопланетное рагу / Bad Taste (1987)
Жирные и мерзкие инопланетяне прилетели на Землю за деликатесом для космической сети фастфуда. Делекатесом этим являются… люди! Истребив целый городок и упаковав «товар» на свой корабль, они уже собрались восвояси, — но тут нагрянула спец-команда, направленная правительством. Так началась уморительная кровавая война с космическими подонками.
«Рагу» — прекрасный пример того, как упорство и талант мастера на все руки сворачивают горы и творят чудеса. Питер Джексон начинал снимать свой дебютный фильм как студенческую короткометражку, но получив финансирование от Новозеландской ассоциации кинодеятелей, решил растянуть эту безумную историю на полный метр. Картину снимали почти четыре года с большими перерывами. Режиссёр использовал все доступные ресурсы: друзей, родственников и даже сам снялся в двух ролях. На выходе получилась дурацкая, отвратительная, но, как не парадоксально — угарная чернушная комедия, ставшая классикой жанра трэш.
Познакомьтесь с Фиблами / Meet the Feebles (1989)
Идёт репетиция семейного шоу животных «Фиблы». В труппе — полный бардак и разлад. Криминальный продюсер, морж Блэтч, разрывается между примадонной бегемотихой и любовницей пумой. Режиссёр-гомосексуалист Себастьян крутит роман с Гарри — озабоченным исполнителем роли кролика. Параллельно развиваются романтические отношения между актёрами-новичками — скромным ежом Робертом и собакой Люсилль. Однако коварная крыса Тревор, снимающая в подвале студии садомазохистские порнофильмы с участием коровы-драгдилера, имеет свои похотливые планы на юную собачку.
Синопсис «Фиблов» уже заставляет схватиться за голову. Придумать ту извращённую чушь, которая творится на экране, может только воистину больной человек — или ироничный гений и шутник вроде Джексона. Ведь «Фиблы», по сути, ни что иное, как жёсткое издевательство над «Маппет Шоу» и «Улицей Сезам». Циничный стёб над закулисной кухней телевидения и детскими шоу.
Описывать весь тот «ад и содомию», что льётся с экрана — бессмысленно. Вы много раз будете до колик хохотать во время просмотра, попутно испытывая чувство неловкости и стыда. Бесценный опыт, который хотя бы раз в жизни стоит испытать!
Живая мертвечина / Braindead (1993)
В 1957 году с острова Суматра была вывезена редкая крысо-обезьяна, из-за одного укуса которой человек умирает и перерождается в зомби. В наше время эта тварь в зоопарке укусила злобную мамашу типичного маменькиного сынка — Лайонела Косгроува. Последствия укуса ужасны: постепенно дом Лайонела населяют ходячие трупы и жуткие монстры. Теперь Лайонелу надо остановить эпидемию и попутно завоевать сердце милой соседки Марии Санчез.
Фильмов о живых мертвецах — уйма, но есть два безукоризненных эталона жанра: трилогия Сэма Рейми «Зловещие мертвецы» и «Мертвечина». Кто лучше — спорят и по сей день, но это, думается, неважно. Питер Джексон снял убойный комедийный ужастик, воплотив все самые извращённые фантазии на тему зомби. Уровень беспредела и абсурда просто зашкаливает. Финальная мясорубка с газонокосилкой, для съемок которой от души потратили 400 литров (!) искусственной крови, поражает масштабом и завораживает даже сейчас. При всем этом лента умудряется одновременно и затроллить моральные ценности, и научить правильным жизненным ориентирам.
Небесные создания / Heavenly Creatures (1994)
Сюжет фильма основан на реальных событиях, произошедших в начале пятидесятых годов в Новой Зеландии. В основу сценария легли записи в дневнике четырнадцатилетней девочки, вместе со своей подругой убившей собственную мать. Почему было совершено это страшное убийство? Подростки Полин и Джулиет были очень дружны и постепенно полюбили друг друга — так, как это не положено в обществе, — а усилия матери одной из них разлучить влюбленных привели к неожиданному и трагичному финалу.
Лента является поворотным моментом в карьере Джексона. Никто не ждал блистательной психологической драмы от режиссера абсурдных комедий и ужастиков. Визуальные и музыкальные примочки выстраивают напряженную атмосферу назревающего кошмара. Cовсем юные Кейт Уинслет и Мелани Лински сыграли так убедительно, что когда происходит разлом в психике героинь, становится страшно за актрис, — так точно они передали эмоциональный фон и внутренний мир своих персонажей.
"Небесные создания" произвели фурор на международных кинофестивалях, собрав множество призов, включая номинацию на Оскар за лучший оригинальный сценарий. Тем самым выписав Джексону путёвку в Голливуд.
Страшилы / The Frighteners (1996)
Френк Баннистер потерял в автокатастрофе жену Дебору, а сам, пережив клиническую смерть, стал видеть приведений. Прошло несколько лет; Френк сдружился с тремя призраками — Судьёй, темнокожим Сайрусом и очкариком Стюартом, — и проворачивает с ними мелкие аферы, дуря людей. Паранормальный бизнес идёт с переменным успехом, а сам Френк в городе заслужил дурную славу мошенника, паразитирующего на людском горе.
Однажды Френк, ругаясь с женщиной, пытавшейся вывести героя на чистую воду, замечает на её лбу горящие цифры, как будто вырезанные ножом. Через некоторое время она погибает от "сердечного приступа", которые все чаще стали происходит в городе. Пытаясь остановить цепь этих "нумерованных" убийств, Френк выходит на след призрака Джонни Бартлетта, ужасного маньяка, казнённого на электрическом стуле много лет назад.
«Страшилы» стали своеобразным промежуточным подведением итогов карьеры Питера и заодно тестовой работой для голливудских продюсеров. Тут соединились все отличительные черты предыдущего творчества режиссёра. Так, чёрный юмор и весьма кровавые сцены гармонирует с проработанной драматической историей, где гротескные персонажи, словно подтрунивая над классическими клише, выдают неожиданные твисты. Несмотря на скромный бюджет, созданные для картины спецэффекты были на тот момент новым шагом в компьютерной графике — грамотное распределение бюджета и пробивной энтузиазм уже стали визитной карточной режиссёра. К сожалению, сам фильм ждал провал в прокате — но это не помешало Джексону приступить к началу крестового похода по созданию "Властелина колец", принесшего ему бешеную популярность и всеобщую известность.
Текст: Вадим Бобрицкий