А это пшеница, которая в тёмном чулане хранится в доме, который построил Джек. С. Маршак
Возможно, вы считаете, что документальное кино – это скучно? На самом деле нет, просто нужно ходить на интересные документальные ленты. Такой фильм, например, был показан 6 декабря в кинотеатре «Аврора» в рамках фестиваля немецкого кино в Санкт-Петербурге. Картина повествует о зданиях, которые, возможно, имеют душу – им, как и нам, бывает больно, страшно и радостно. Режиссёры, которые совместно снимали этот масштабный фильм (а он идёт около трёх часов), видимо, договорились и решили «очеловечить» архитектурные объекты, о которых они рассказывают.
Итак, знакомьтесь, герои 3-d фильма «Храмы культуры» - Берлинская филармония, Петербургская Российская национальная библиотека, норвежская тюрьма, Институт биологических исследований имени Солка, Оперный театр города Осло и Центр Помпиду в Париже. Фильм представляет собой сборник из шести документальных лент, снятых режиссёрами мирового уровня: Вимом Вандерсом, Михаэлем Главогерром, Каримом Айнузом, Майклом Мэдсеном, Робертом Рэдфордом и Маргрет Олин.
Берлинскую филармонию, как настоящий храм культуры, «больше всего радуют серенады», но и цветы ей приятны. В своё время проект архитектора Ганса Шаруна был настоящей авантюрой. Во-первых, филармонию построили не в центре Берлина, а в его восточной части. А, во-вторых, она имеет смелую ассиметричную форму и яркий жёлтый цвет. Забегая вперёд, хочется сказать, что в основном здания, представленные в фильме «Храмы культуры», имеют ультрасовременный вид. Однако с течением времени они стали органично вписываться в архитектурное пространство города. Берлинская филармония – один из ярких образцов органической архитектуры, в которой сооружение раскрывает свойства природных материалов. Революционной задумкой архитектора стало решение «поместить» оркестр в центр зала. Впоследствии многие концертные залы по всему миру воспользовались примером Берлинской филармонии.
Но настал черёд и Российской национальной библиотеки. В первом кадре показан подземный переход на Невском проспекте, напротив Гостиного двора, и звучат строки из произведения Николая Гоголя «Невский проспект»: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге». В следующем кадре мы видим залы библиотеки и полки со старыми книгами, у которых, как мы знаем, есть история и особенный запах. Впоследствии становится ясно, что именно книги – главные персонажи фильма Михаэля Главогерра. Режиссёр демонстрирует быт по-русски неулыбчивых сотрудниц библиотеки, заполненные аккуратным мелким почерком библиотечные формуляры, колоритных посетителей читальных залов. Из фильма мы узнаем, что книги, попадая в библиотеку, оказываются «на заслуженном отдыхе» и могут много что рассказать. Дети часто думают, что их игрушки ночью оживают. Как знать, может быть, и с книгами происходит то же самое?
Третий фильм рассказывает о буднях заключенных и сотрудников тюрьмы строгого режима в норвежском городе Хальден. Рассказ об этом объекте стал наиболее брутальным и наименее весёлым. Тюрьма в Хальдене считается наиболее гуманной тюрьмой в мире, у заключённых есть отдельные комфортабельные камеры со всем необходимым и даже свой магазинчик. Практически отель, только домой уйти нельзя, и каждое твое движение строго фиксируется. Ну и вещи личные забирают. Да, если подумать, то на самом деле тюрьма строгого режима, даже столь комфортная, во многом отличается от отеля. Тюрьма повествует о себе в первом лице и из этого рассказа можно узнать много интересного о том, что происходит за тюремной оградой. Наверное, ключевой фразой этой истории стало: «Удивительно, но в людях, которые делали ужасные вещи, остаётся много хорошего». В отличие от предыдущих фильмов о тюрьме как об архитектурном объекте не сказано практически ничего – режиссёр Майкл Мэдсен сделал акцент именно на атмосфере места.
Институт биологических исследований Солка, который находится в Калифорнии, был построен фирмой архитектора Луиса Канна для того, чтобы «мотивировать людей менять мир». Архитектор руководствовался принципом: «Ты должен прислушиваться к требованиям, но при этом помнить, что заказчик – не архитектор». Он стремился к тому, чтобы здание института функционировало как живой организм. Поэтому система вентиляции Института Солка выдувает воздух наружу, как это делает человек; а этажи спроектированы как сообщающиеся сосуды. Через них можно пройти без открывания – закрывания дверей. И так как здание создавалось как живой организм, оно получилось удобным для людей, а также красивым и эстетичным, поэтому радует и тело, и душу. Сегодня в этих стенах более восьмисот учёных трудятся над созданием вакцины от рака, диабета и других болезней, проводят сложнейшие исследования.
Театр оперы и балета города Осло до сих пор вызывает у жителей норвежской столицы споры: кто-то считает его уродливым, кто-то – красивым. Тем не менее, это здание в форме айсберга или алмаза стало одним из достопримечательностей города, с него открывается прекрасный панорамный вид на море. Режиссёр Маргрет Олин решила показать, настолько современно и смело это ослепительно-белое здание. Театр сам говорит о себе так: «Я иммигрант, я нарушитель, но теперь живу здесь – на краю фьорда».
Центр искусства «Помпиду», построенный в 4-м округе Парижа архитекторами Ренцо Пьяно и Ричардом Роджесом, на сегодняшний день – один из самых посещаемых культурных объектов города. Такой революции в архитектуре Париж не знавал с тех пор, как Эйфель построил свою башню. В фильме Карима Айнуза центр Помпиду, который, как и прочие здания, имеет душу, переживает, что его забудут и не станут приходить. Но забвение ему не грозит – очереди там немногим меньше, чем в блистательный Лувр.
Фильм «Храмы искусства» - это абсолютно свежий взгляд на документальные фильмы. Ты не можешь оторваться от экрана, пропустить что-либо (хотя мой сосед спал). Шесть немецких режиссёров живо и трогательно показали своих героев, которые слово проснулись после долгого сна, чтобы рассказать людям свои истории. Люди не могут без театров, библиотек и прочих учреждений, но и они без нас не могут. Браво!
Текст Алла Игнатенко