17 декабря на сцене театра «Комедианты» состоялась премьера спектакля «Если поженились, значит, жить придется» по мотивам французских средневековых фарсов. Режиссеру-постановщику Алексею Исполатову вполне удалось поставить на сцене водевиль и, минуя законы времени, перенести зрителей в давно забытый XIV век.
Вся постановка представляет собой три маленьких спектакля: «Лохань», «Женатый любовник» и «Жены, которые решили переплавить своих мужей». Все они совершенно разные по содержанию, но основная тема стара, как мир, – извечная война мужей и жен, в которой обе стороны все время чего-то требуют, не желая уступать главенство в семье второй половинке. Спектакль поставлен с юмором и незабвенным французским шармом.
Режиссёр не боится творческих экспериментов. Элементы комедии и драмы, оперы, балета и оперетты тесно переплетаются в постановке. Следует признать, такая «солянка» оказалась довольно «вкусной». Пресыщенный питерский зритель с готовностью принял новое, зал то и дело разражался овациями.
Участие в постановке требует большого актерского мастерства, а также огромной смелости, умения мгновенно перевоплощаться три раза подряд за вечер, и, следует признать, все артисты блестяще с этим справились. Однако особенно хочется отметить работу Елизаветы Черновой. Актерская игра девушки берет за душу особой искренностью: то забавная, то трагичная, то жестокая и амбициозная, она на сцене полностью разделяет чувства своих героинь, умудрившись за несколько часов прожить жизнь каждой из трех женщин. Однако самая сложная задача была поставлена, бесспорно, перед Татьяной Кожевниковой. Актриса участвует в первой и последней сценах, ей пришлось сыграть не только надоедливую и сварливую тещу, но и китайца-колдуна. Изменив голос, она на сцене неузнаваема, как будто на самом деле под воздействием черной магии перевоплотилась совсем в другого человека.
Декорации в первых двух пьесах довольно просты и практически неизменны. Сцена представляет собой обычный средневековый дом с лавками по углам, лоханью, деревянной кроватью и бархатным занавесом в углу. Режиссер тем самым делает акцент и на комедийное, и на поучительное содержание действия, отдавая предпочтение внутренней форме спектакля. Только в третьем акте удается развернуться творческой фантазии сценографа – заслуженного художника России Олега Молчанова. Необычная сказка о том, как жены решили омолодить своих мужей, прибегнув к помощи колдуна, но в итоге оказались у разбитого корыта, требует необычной обстановки. Еще несколько минут назад ничем не примечательная комната одним взмахом руки превратилась в обитель восточного колдуна. Ощущение ирреальности создается при помощи ширмы с изображением чудища, представляющей на сцене печь, в которой престарелые мужья переплавляются в молодых героев-любовников. Перед зрителями теперь не только фарс, но уже мистерия.
Как известно, в любой шутке всегда есть доля правды. Алексей Исполатов заставляет не только до слез смеяться над незадачливыми героями, но и всерьез задуматься о собственных взаимоотношениях с близкими. Мы, конечно, не «переплавляем» мужей, однако баталии на семейном фронте и в нашей жизни не редкость. Любить и сохранять верность своим женам, почитать и уважать мужей, а также принимать своих близких такими, какие они есть, не требуя чего-то большего, – в шутливой форме все три постановки поднимают серьезные глубокие темы, а также напоминают нам такие простые истины.