14 декабря в Упсала Цирке состоялась премьера оперы-видеоперфоманса Марии Критской «Не надо врать» по детским рассказам Михаила Зощенко. Маленьких зрителей знакомили со звучанием музыкальных инструментов и взрослой современной академической музыкой.
Детский репертуар – большая проблема современных театров. Когда маленький человечек еще только начинает познавать мир, он восприимчив ко всему, что его окружает, и мгновенно все «впитывает». Каждый, наверное, помнит, как прочитав новую книжку или посмотрев сказку, потом еще долго изображал из себя персонажей. Сейчас все постепенно изменяется: айпады замещают книжки, мультики про супергероев и принцесс – старые добрые сказки. Мальчики теперь хотят быть сильными, как Супермэн, и ловкими, как Человек – паук, а девочки ждут своего принца или Кена, да так и не дожидаются. Взрослые начали забывать, какие ценности стоит прививать детям, и что в воспитании ребенка развлечение - не главное. Поэтому режиссерам важно понимать, для кого и ради чего они делают спектакли. Ведь дети так быстро учатся!Проект Марии Критской – пример того, что ребенка можно увлечь не только пестротой, интерактивом и динамикой действия. Казалось бы, несколько коричневых картонных ширм вместо декораций, которые лишь контурно обозначают дерево, дом или монету, однако именно они позволяют детям включать фантазию, придумывать свой мир, а главное – это делает их соавторами происходящего. На монохромные декорации выводится анимированная проекция, тем самым дорисовываются детали. В целом стилистика напоминает аппликации. Актеры существуют в голограммном пространстве, где у каждого из них есть свой анимированный двойник. Персонажи, нарисованные Еленой Соколовой, похожи на детские рисунки, смешные и наивные.
Главные герои спектакля – два проказника Лелька (Татьяна Голова) и Минька (Елизавета Бокова). То они ненароком ломают новогодние подарки, висевшие на елке, то продают галоши гостей, чтобы купить себе мороженого – словом, шалости. Но представлены они глазами детей, воспринимающих все по-взрослому: Минька храбрится и идет на встречу с Тряпичником (Андреем Сторожевым), чтобы продать тому очередную галошу. Режиссер обращает иронию к взрослым: на заборе проецируется надпись «Ты мужчина! Тебе продавать». Эдакий серьезный детский «бизнес». После каждой оплошности родители расстраиваются, а дети пытаются увернуться от наказания и соврать, мол это не они съели конфеты, или деньги они просто нашли. Но взрослых не так просто обмануть. Каждый раз Лельке и Миньке стыдно за их разоблаченное вранье. Теперь маленькие зрители перед тем как солгать, еще подумают – а стоит ли? Совершенно удивительно, как дети на спектакле вслушивались в музыку Зинаиды Лихтенфельд. Они с легкостью приняли условия игры и с интересом наблюдали за сидящими перед ними музыкантами. Важная особенность спектакля в том, что детям ничего не «разжевывают», а также не выбирают упрощенного материала из расчета на возраст – «Маленький еще! Рано тебе», как любят говорить родители. Режиссер относится к зрителю – ребенку – как к думающему человеку, и отклик получается соответствующий.Текст: Елена Кокова
Фото Елена Кокова
[gallery columns="5" link="file" ids="70122,70123,70124,70125,70126,70127,70128,70129,70130,70131,70132,70133,70134,70135,70136,70137,70138,70139,70140,70141,70142,70143,70144,70145,70146,70147,70148,70149,70150,70151,70152,70153,70154,70155,70156,70157,70158,70159,70160,70161,70162"]