Главная » Игорь Ларин: «Меня уволили тринадцатого числа – «булгаковщина» какая-то!»
Игорь Ларин: «Меня уволили тринадцатого числа – «булгаковщина» какая-то!»
19.12.2014
Вначале небольшая предыстория. Пару дней назад многие новостные паблики и сайты стали писать о том, что Игорь Ларин уволен с должности главного режиссёра Театра на Литейном. Новость эта стала неожиданностью для всех любителей театра. Официальная версия пресс-службы показалась довольно странной и неубедительной. По словам Екатерины Строговой, представителя пресс-службы: «Игорь Ларин отсутствовал подолгу и без каких-либо предупреждений руководства театра, в том числе в выпускные периоды собственных спектаклей». Интересно, как находящийся подолгу где-то Игорь Ларин смог за последний год поставить три премьерных спектакля? Посему было решено узнать то, что по этому поводу думает сам бывший главреж.
Игорь, расскажите, пожалуйста, как всё случилось?
Неделю назад я написал письмо в комитет по культуре Ленобласти с рассказом о том, что на самом деле происходит в театре. Его же я разместил в открытом доступе на своих страницах на Facebook и Вконтакте. Цифры и факты, которые я там указал, не мной придуманы . Из письма видно, какие гроши получают актёры театра (13-15 тысяч) и кто получает остальное. Когда администрация и директор Андрей Лобанов узнали о моём письме, у них внутри всё загорелось. Они знали, что им придётся отчитываться перед комитетом за свои спектакли по Ленобласти, которых по плану должно быть шестьдесят в год. А спектакли эти играет одна актриса, и получает она за каждое выступление пятьсот рублей. Театр ставит себе галочки, что план по спектаклям в Ленобласти выполнен, и на это Комитет по культуре выделяет большой бюджет. В полночь 13 декабря заведующая труппой Романовская сообщила мне о том, что меня увольняют, а все спектакли снимают. В тот же день «Театральный роман» был отменён. Я пришёл на работу, но не смог войти в свой кабинет, так как администрация поменяла замок. Лобанов на мой вопрос о причине увольнения ничего вразумительного ответить не смог, сказав только: «Вам сообщат». Все актёры расстроились и очень меня сейчас поддерживают.
В официальной версии пресс-службы театра сказано, что вас уволили за прогулы. Как вы относитесь к подобной формулировке?
Начну с того, что у администрации нет права увольнять режиссёра, который работает по срочному договору. Договор у меня заканчивается в декабре 2015 года, и расторгнуть его можно только по соглашению сторон, по-другому никак. А директора, кстати, с его бессрочным трудовым договором, можно уволить в ту же секунду, без всяких объяснений. В договоре у меня написано, что у главного режиссёра ненормированный рабочий день и его задача – ставить спектакли, а задача директора – помогать ему в этом. Главные режиссёры петербургских театров - Фокин, Додин, Могучий, Шапиро, Бутусов... - у себя в театрах отсутствуют подолгу, это нормальная практика. У меня ситуация совершенно другая: поскольку мне в Театре на Литейном платят мизерную зарплату, я работаю еще и в Ярославском Театре юного зрителя. Поэтому мой режим жизни и работы такой: неделю бываю в Санкт-Петербурге, неделю в Ярославле. Я всё время репетировал и ставил спектакли в Театре на Литейном. О моих последних спектаклях «Театральный роман», «Роман в письмах» и «Соната на троих» положительно отзываются даже те критики, которые не замечали меня долгие годы.
Пресс-служба театра сообщает, что ваши спектакли останутся в репертуаре. Но 13 декабря «Театральный роман» был отменён, и больше его показ не планируется. Как вы думаете, что с вашими спектаклями будет дальше?
Если они снимут все семь спектаклей, которые я поставил, то останутся с половиной репертуара. «Театральный роман» они отменили, потому что я в нём играю главную роль, это был их первый эмоциональный порыв. Но «Театральный роман», по мнению многих критиков, самый лучший спектакль Театра на Литейном. Поэтому администрация стала срочно искать другого актёра на главную роль. Но ведь это мой спектакль, я могу просто запретить его показывать.
А вы собираетесь запретить?
Ничего я не собираюсь запрещать. Скорее всего, они сами не будут его показывать, чтобы отомстить мне.
Как вы будете решать вопрос своего увольнения?
Сейчас всё зависит от решения Комитета, в том числе судьба директора театра. Я уволен неправомерно, и любой суд за пять минут меня восстановит в должности. Просто администрация театра даже не ожидала, что кто-то может открыто рассказать общественности про их махинации с деньгами и многолетнее нежелание нормально работать. Поэтому они стали настолько агрессивно реагировать на моё письмо.
Пресс-служба театра обвиняет вас также в одинаковых спектаклях с Ярославским ТЮЗом, «одних и тех же названиях постановок» в обоих театрах. Что это за чушь?
Если вы посмотрите на репертуар спектаклей, которые я ставил в Ярославле и в Театре на Литейном, то не увидите никаких сходств. Ни один спектакль не повторяется. Три года назад я, став главным режиссёром, предложил Лобанову поставить спектакль «Фанфан-тюльпан» по киносценарию Кристиана-Жака, но он не захотел. Через год я поставил этот спектакль в Ярославском ТЮЗе. Больше никаких пересечений не было.
Почему Театр на Литейном не боится реакции общественности на ваше увольнение?
Вся театральная общественность прекрасно знает, кто такой Андрей Лобанов. Но Лобанова боялись трогать, потому что его жена работала в Смольном, советником вице-губернатора Кичеджи. Теперь они оба оттуда ушли, и Лобанов, вероятно, остался без защиты.Вы три года были главным режиссёром, какие впечатления у вас остались о работе в Театре на Литейном?
Для меня это не чужой театр: я работал в нём в разное время. В 1995 был режиссёром и актёром при Г.Р. Тростянецком, а в 2005 году поставил спектакль «Любовь и смерть Зинаиды Райх», который до сих пор с успехом идёт в репертуаре. Труппа театра меня хорошо приняла, потому что я сдержанный, интеллигентный, вежливый, никогда не повышаю голос и со всеми нахожу контакт. Кроме директора – с ним за три года у меня личные отношения так и не сложились. Он человек далекий от театра, думает только о зарабатывании денег, и мы с ним говорим на разных языках. Когда я стал главным режиссёром, то сразу увидел, что репертуар в театре неровный, есть откровенно слабые спектакли, которые надо убрать.
Какие, например?
Например, «Где мой Париж?» - это спектакль самодеятельный, бульварный и очень провинциальный. Я пытался что-то сделать с ним, например, подыскать другого актёра на главную роль. Но режиссёр Наталья Леонова стала агрессивно на это реагировать, и мы оставили «Где мой Париж?» как есть.
Есть ли в закулисье Театра на Литейном схожие черты с произведением «Театральный роман»?
Да, ведь «Театральный роман» повествует о судьбе художника в театре, и параллелей можно найти много. Я всё время говорю о том, что Булгаков и дьявольщина всё время присутствуют в моей жизни и помогают мне. «Театральный роман» со мной в главной роли сняли с показа тринадцатого числа - мистика. Булгакова тоже в своё время выгнали из МХАТа, как и меня с этим спектаклем.
Менеджмент в театральной сфере – вопрос довольно тонкий, ведь есть тонкая грань между зарабатыванием денег и искусством. Каким должен быть эффективный директор театра?
Он должен любить театр и актёров, быть хорошим хозяином – каждый день интересоваться тем, как прошёл спектакль, как реагировала публика. Директор театра должен помогать своим актёрам финансово, интересными гастролями, обеспечивать их работой, и тогда они будут счастливы. Отличный пример - директор Театра на Васильевском Владимир Словохотов, с которым мы очень дружны. В этом театре жизнь налажена замечательно, актёры получают достойную зарплату, бюджета хватает на всё. У администрации горят глаза – они любят театр, любят работать.
Как можно быть директором театра и при этом театр не любить?
Видимо, можно. Лобанов не любит театр и не интересуется им, мечтая только о том, чтобы стать чиновником в каком-нибудь тёплом месте и перебирать там бумажки, а пока где-нибудь пересидеть. И все в театре об этом знают.
Как мы видим, увольнение главного режиссёра совершенно необоснованно. Это событие уже вызвало общественный резонанс, пусть только в локальном масштабе. Но люди узнали правду, что уже немаловажно. Всё-таки, как писал Михаил Афанасьевич, «правду говорить легко и приятно». Если из репертуара Театра на Литейном уберут «Театральный роман» - это будет чудовищно, так как прекрасную постановку Игоря Ларина должен увидеть каждый. Пресс-служба театра во всеуслышание говорит неправду, и эту информацию можно легко проверить – хотя бы что касается «одинакового репертуара». К слову, репертуар ТЮЗа будет побогаче, чем в Театре на Литейном – захотелось даже в Ярославль съездить. Хочется надеяться, что у Театра на Литейном рано или поздно появится заботливый и преданный делу руководитель, а Игорь Ларин вернётся на свой пост.