Спектакль "Вера Павлова. Изнутри босиком. Стихи" по стихотворениям Веры Павловой — красочная постановка, впитавшая в себя все самые явные и чарующие настроения любовной лирики. Задуманная в русле женской поэзии, фабула ни на милиметр не удалилась от начертанной ей темы — это одно из главных достоинств спектакля Театрального Объединения Команда Максимовой.
В микропространстве «ON.ТЕАТР» из одной двери в другую проскальзывали главные герои — семь молодых людей, читающих стихотворения Павловой. Они пластично двигались под музыку Muse и Rihanna, извивались, раздевались. Из семи человек на сцене три пары женщина-мужчина и одна, как водится, лишняя очаровательная девушка в подвенечном платье.
Героями спектакля стали простые предметы, окружающие нас: от зеркала, веревок и простыней до воздушных шариков, красок и горшка со стеклянным цветком на окне. Эти вещи органично сливаются с их обладателями: пять минут, и картинка рушится, для того чтобы дать место новой.
Впечатления от сцен остаются обрывочными, мимолетными, уходящими, но хаоса и нагромождения в голове нет. Ведь мотив один и герой тоже — женщина в мире мужчины.
Сложно было представить, как можно поставить спектакль по стихотворениям Веры Павловой: поэтесса предпочитает малые формы и неочерченность сюжетных перепетий. Внутренняя жизнь произведения не подаётся чётко, из неё невозможно вывести полноценную фабулу для постановки, ведь тогда поэзия теряет свой особенный шарм. Однако быстрая смена сцен, мелькание героев и трансформация актёра из одного образа в другой — лучшее решение.
Как же все происходило на сцене? Картинка незамысловата: черная комната, по бокам две черные двери, актёры в черных костюмах — за исключением невесты, как полагается. В руках каждого из персонажей кусочки мела, которым они рисуют внутреннее пространство постановки. Иллюзия за иллюзией, происходит противоборство мужчины и женщины. Это не просто психологическое противоборство, но и локационное — герои находятся внутри поэтического мира автора.
Как поэтесса Вера Павлова неоднозначна. Она несомненно нравится женщинам, которые видят в стихотворениях себя — мудрую и ранимую, сильную и неистовую. Мужскую половину стихи поэтессы, возможно, не так привлекают, однако в них скрыты глубокие познания во взаимоотношениях со слабым полом человечества.
Главная героинея спектакля целиком в мире мужчины — не будь этого не всегда явного, но постоянно присутсвующего сильного образа, не было бы, пожалуй, и самой героини.
Ещё раз повторюсь: атмосфера спектакля полностью совпадает с настроениями в лирике поэтессы. Важно уделять внимание деталям: веревки, связывающие героев, простыни, которыми они вероломно вовлекают друг друга в страстные танцы — конечно, довольно прозрачные метафоры. Меловая запись на стене, костюм и цвет помады героини — на такие мелочи стоит обращать внимание. Ведь постановка «Вера Павлова. Изнутри босиком. Стихи» строится на этих мелочах.
На спектакле 25 декабря в творческой лаборатории «ON.ТЕАТР» присутствовала и Вера Павлова, которая оказалась очень довольна постановкой . Если сам автор находит спектакль по своим работам замечательным, то и нам, критикам и простым зрителям, остаётся только восхищаться мягкой гармонией между текстовым материалом и его визуальным воплощением, между душой и телом.