Текст: Татьяна Листаферова Фото c официального сайта актера
[gallery link="file" ids="71036,71037,71038,71039,71040,71041,71042"]Альберт Жалилов: «Хочу, чтобы сердца людей были открыты для Жизни в любые времена»
Альберт Жалилов – певец, которому под силу и классика, и эстрада. Его кредо: уважать зрителя и себя, нести искренность эмоций живым исполнением и глубиной проникновения в суть. В беседе с корреспондентом Арт-журнала ОКОЛО Татьяной Листаферовой артист рассказал о своих творческих экспериментах, участии в телепроекте «Живой звук» и ближайшем сольном концерте.
На сегодняшний день Ваше имя хорошо знакомо не только жителям Петербурга, но и других городов России и даже Европы. А с чего начиналась Ваша творческая карьера?
С первых детских криков, пения во время выполнения домашнего задания и, конечно, детских спектаклей. Но по-настоящему все началось с нескольких выступлений на больших сценах, где у меня от волнения сковывало все тело. Я был тогда не готов к активной концертной деятельности, все произошло неожиданно и развивалось стремительно. Но я быстро учился, впитывал знания, новый опыт. Первые песни, исполненные мной на большой сцене – «Аве Мария», романс «Домик-крошечка», французская песня «Я буду ждать» и фокстрот «Уходит вечер». С них началось большое путешествие, которое продолжается по сей день.
В вашем репертуаре есть оперные арии, романсы, эстрада, джаз, танго и французский шансон. С чем связано такое разнообразие жанров?
Наоборот, я придерживаюсь одного генерального направления – классика, академическое пение. Остальные жанры, так или иначе, близки к нему по подаче, что доказано многими певцами прошлого. Так что я здесь не изобретаю велосипед.
Сейчас очень востребован и популярен тип универсального артиста, которому подвластны практически все музыкальные направления. Считаете ли Вы себя универсальным артистом?
Невозможно все делать одинаково хорошо. Есть главные вещи, в них нужно стремиться к совершенству. Остальное – это инструменты, но не цель. Мне повезло, ведь творчество вынуждает тебя развиваться в самых разных сферах, все время обогащает новыми знаниями и навыками, порой неожиданными. Я считаю, что нужно выходить на сцену и все это применять на практике, а насколько ты универсален, пусть решают зрители. Не будем забывать, что такие великие люди, как Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов, Бенджамин Франклин, Петр I, при всей своей универсальности и масштабе личности, запомнились в первую очередь по одной-двум сферам.
У Вас никогда не возникало желания поэкспериментировать в каком-нибудь новом и неожиданном для себя жанре?
В моей жизни было много экспериментов, если мы говорим о творчестве. Было время, когда я выходил на сцену и с желтыми волосами, и в каких-то нелепых костюмах, даже пел на улице. Но сейчас это в прошлом. Мне хочется идти глубже, открывать в себе скрытые резервы. Если сказать первое, что пришло на ум, то было бы интересно сняться в авторском кино.
Ваши концерты собирают самую разнообразную публику – как молодежь, так и людей старшего поколения. Как Вы думаете, с чем это связано?
Мне кажется, так и должно быть. На Западе концерты эстрадно-классического направления всегда пользуются повышенным вниманием публики. Просто после распада СССР это направление у нас в стране было объявлено «устаревшим», «нафталиновым», при этом насаждалась зарубежная эстрада. Приходя в том числе на мои концерты, зрители понимают, что это не так. Это современно, молодо, нескучно. Хотя грань, которая разделяет «нафталин» и современный кроссовер, очень тонкая, однако и здесь важно все продумывать.
После окончания Консерватории Вас пригласили на стажировку в Италию. Поделитесь своими самыми яркими итальянскими впечатлениями.
Если вынести за скобки занятия и окунуться в красоту Италии, то первое и самое яркое впечатление – это Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре. В детстве я впервые побывал во Флоренции и был очарован этим произведением искусства. С годами это ощущение не только не изменилось, но и приумножилось. Во Флоренции я каждый раз переживаю удивительные эмоции: идешь по маленьким уютным улочкам, поворачиваешь за угол и вдруг – огромное сооружение с бесконечными рисунками, статуями, невероятным куполом и площадь, где всегда царит веселье и настоящая искренность восприятия.
В прошлом театральном сезоне Вы сыграли одну из главных ролей в 3D-мюзикле «Pola Negri». Есть ли желание вновь поучаствовать в подобном проекте?
Никогда не говори «никогда». Однако сейчас все мои мысли связаны с оперой. Мне интересен любой проект, который позволит мне попробовать что-то новое. Мюзикл «Pola Negri» именно такой. Я многому научился, поработал с великолепной командой во главе с режиссером Янушем Юзефовичем, играл на одной сцене со звездами первой величины. Уверен, что вы еще сможете увидеть меня в роли князя Мдивани (герой мюзикла «Pola Negri» – от ред.) на петербургской сцене. В последнее время мне поступало несколько предложений принять участие в мюзиклах, но пока опера и сольные концерты в приоритете.
На сцене арт-кафе «Подвал Бродячей собаки» Вы играете моноспектакль «Сердце на снегу». Расскажите немного об этой постановке.
Спектакль был создан в 2012 году под руководством известного театрального и оперного режиссера Вадима Милкова и Ольги Обуховской, автора идеи. В этой постановке я играю великого певца Муслима Магомаева в молодости. В контексте постановки исполняю арии и песни из репертуара Мастера. Спектакль очень дорог мне, так как позволил попробовать свои силы в качестве драматического актера. С каждым новым спектаклем я стараюсь все глубже проникать в образ, не играть, а жить на сцене. И так как спектакль пользуется неизменным успехом у зрителей, я понимаю, что нахожусь на верном пути.
В январе 2015 года на канале «Россия-1» стартует Международный вокальный конкурс «Живой звук», в котором Вы примете участие. Почему из множества музыкальных телепроектов Вы выбрали именно этот?
Я прошел отбор сразу на несколько проектов, но именно «Живой звук» оказался первым, где закончились предварительные кастинги, и был предложен контракт. Передо мной стоял выбор: или подписывать его, или отказываться и ждать окончания предварительных кастингов в другие проекты. Я выбрал «синицу в руке» и, как мне кажется, не прогадал. Проект будет интересный, он стартует 11 января 2015 года.
Вы ведете очень активную концертную деятельность. Где в ближайшее время можно будет Вас услышать?
9 января в концертном зале у Финляндского вокзала состоится новогодний концерт «По вашим заявкам: от классики до эстрады», куда я всех и приглашаю.
Что ждет зрителей на этом концерте?
В первую очередь это будет весело. Импровизации – это всегда живо и интересно. Заявки до сих пор принимаются в социальных сетях и на моем сайте, но зрители смогут предлагать произведения и задавать вопросы прямо во время концерта. Как все будет происходить? Для этого вам надо прийти – вы все увидите собственными глазами. Могу обещать, что это будет красиво. Со мной на сцене будет один из лучших инструментальных ансамблей Петербурга «Экспромт-квинтет» и великолепный пианист, любимец петербургской публики Олег Вайнштейн. Специально к этому концерту и для этого состава музыкантов создавались новые аранжировки как уже полюбившихся произведений, так и новых, которые были в заявках.
Каковы Ваши собственные ожидания от этого концерта?
От каждого концерта ожидания примерно одни и те же. Хочется, чтобы после представления ты посмотрел в зеркало, улыбнулся сам себе и сказал: «Ай да Пушкин, ай да...» Вы меня поняли! Но такого ни разу не было. Всякий раз возникает моменты, которые тебя не устраивают и заставляют работать все больше и больше. Я всегда стремлюсь, чтобы зритель уходил с концертов обновленным, чтобы ему передавалось мое настроение. В этом году после концерта в Казани одна девушка прислала мне фотографию ладони, которая была синяя от аплодисментов. Она даже не заметила, как это получилось! Значит, то, что она увидела, услышала, наполнило ее сердце таким воодушевлением и радостью, что сдержать эмоции было невозможно. Хочу, чтобы сердца людей были открыты для Жизни в любые времена и в любую непогоду. Я стараюсь внести в это свой возможный вклад. Любви, счастья и веры всем!
Альберт, спасибо Вам за интервью. Пусть наступающий Новый год принесет Вам много творческих побед, а приближающийся сольный концерт оправдает Ваши ожидания.