Главная » Слепок нашего времени и бытия через призму сцены
Слепок нашего времени и бытия через призму сцены
10.11.2014
8 ноября во время фестиваля «Тотальный театр» Центр Курехина превратился на одни сутки в глобальный театральный механизм. С пяти часов вечера и до самого утра залпом шли экспериментальные спектакли, неожиданные постановки, перформансы и, конечно, обсуждения увиденного. Главные критерии: свежо или не свежо, ново или не ново, тотально или не тотально?
Основная цель происходящего - разрушить привычные границы восприятия массового искусства и воплотить в жизнь идею свободного от жанровых и пространственных границ тотального театра.
Среди участников можно было увидеть перформанс-группы, группы, работающие в жанре физического и визуального театра, а также занимающиеся исследованием взаимодействия современных театральных форм и современного текста. Главное правило фестиваля, как известно, заключалось в том, что творчество участников не может основываться на литературных и драматургических произведениях авторов, которых уже нет в живых.
Если коротко, основная программа включала в себя:
- «Генерал Светлячок», ТеатрMorph;
- «Вальсирующие», Полина Зырянова/Павел Алехин;
- «Можно ли мечтать о большем?», ТРУ Хрущева;
- «Солнце (не) с тобой», iva189;
- «Короли», Невербальный театр MIE;
- «Мюсли», Андрей Седой;
- «InOutside», моноспектакль Махины Джураевой, Школа Антона Адасинского (DEREVO);
- «Моя игра», Варакса Кирилл/Вачегин Данил;
- «Бардо. По тибетской книге мертвых», Петр Лойко;
- «Ранний Василий», Василий.
И первое, о чем хочется сказать и что приятно удивило: несмотря на «артхаусность» происходящего, все было понятно и достойно. Многие в погоне за необычностью формы залезают в неведомые дебри и сами не понимают, что они показывают, для чего и кому. «Идеальная форма простоты – это шар, театр должен быть шаром», - звучит со сцены от одной из актрис. И действительно, практически все участники фестиваля, несмотря на поиски новых форм, в приоритет ставили содержание. Простота важнее и сложнее выдуманных нагромождений.
Из наиболее выделяющихся постановок хочется отметить «Генерал Светлячок» и «Можно ли мечтать о большем?».
Первый спектакль стал как бы хорошим зачином для всего фестиваля. Сочетание трех пластов текста (словесный, танцевальный и бытовой) сделали свое дело. Восприятие спектакля шло скорее не на уровне мысли (хотя и это присутствовало), а на уровне эмоций и чувственного восприятия. «Кушайте глубинное человеческое…».
Про спектакль «Можно ли мечтать о большем?» также нельзя не рассказать поподробнее. Темный зал, посередине - куб, на который транслируется зацикленное видео о полете Гагарина в космос, также повторяющая мелодия со словами космонавта: "Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы вселенной! Быть первым в космосе, вступить в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем?..", - и посреди всего этого одна актриса. Постановка построена на приеме повторения текста, принципе куба. История-разговор об искусстве, театре, его значении и понимании. «Вещи звучат по-другому, если вы слышите их больше одного раза». «Вещи звучат по-другому, если вы слышите их больше одного раза». «Вещи звучат по-другому, если вы слышите их больше одного раза». И это действительно так. Понимание на уровне мысли и на уровне чувств постепенно овладевало зрителем. И после третьего выхода и прочтения текста, после «построения трех граней», зритель уже сам достроил себе четвертую, получая в итоге куб.
Было еще много других стоящих постановок, не все из которых были «тотальными», но все же чем-то трогали зрителя так или иначе. Смотреть спектакли можно было, находясь либо непосредственно в малом зале, где все происходило, либо в другом зале с качественной трансляцией происходящего на большом экране. Кстати, онлайн-трансляцию можно было найти и на сайте самого «ТеатрMorph», там же и проходило голосование за понравившиеся спектакли.
Вообще немало работ было посвящено именно разговорам об искусстве. Актуальность – это немаловажный момент. Как сказал один из театроведов на обсуждении увиденных постановок: «Я оцениваю спектакль по трем критериям: осознанность, энергия и обоснованность». Вот когда все эти три момента сочетаются, происходит маленькое чудо. Чудо, которое создает актер и зритель; которое открывает глаза и пробуждает чувства, о существовании которых мы даже и не догадывались. «Чудо, чудо, чудо», - ведь вещи звучат по-другому, если вы слышите их больше одного раза. Не торопитесь и распробуйте жизнь. Приятного аппетита!