С 12 по 16 ноября в столице проходит фестиваль документального кино США при поддержке арт-объединения coolconnections и американского посольства. По доброй традиции мероприятий такого рода помимо презентуемых фильмов в Москву прибыли гости из штатов. Среди них оказалась фотограф и режиссер Шерил Данн, с которой нам удалось поговорить о ее документальной картине «Общая улица» и любви к Нью-Йорку.
Шерил, почему вы решили снимать фильм именно о Нью-Йорке и его уличных фотографах? Что отличает «большое яблоко» от других городов Америки?
Начнем с того, что я довольно продолжительное время живу в этом городе и с годами завела много знакомых фотографов там. Но причина не в этом. Только в Нью-Йорке я поняла, как люблю улицу. Понимаете, в этом городе живет огромное количество людей, и им не хватает места. Некоторые вдесятером снимают квартиру и существуют таким образом. Им тесно, и они выходят на улицы. Нью-йоркские улицы не бывают пустыми. Этот город вообще никогда не спит. В нем смешивается невероятное количество совершенно разных людей. Белый человек с толстым кошельком шагает по той же улице, что и черный, у которого на этот самый кошелек и денег-то не хватает. Мне кажется, таких контрастов не встретишь ни в одном другом городе США.
Вы не устаете от бешеного ритма Нью-Йорка?
Я довольно много путешествую, что дает мне шанс отдохнуть от этого места. А если ты находишься в нем постоянно, очень просто сойти с ума. Но я люблю Нью-Йорк, он источник моего вдохновения. Иногда я сижу в своей фотостудии и слышу доносящиеся из окна звуки, тут же хватаю камеру и бегу наружу, чтобы ничего не упустить.
Какая часть города у вас самая любимая?
Наверное, WallStreet. Вы себе не представляете, с каким пульсом она бьется!
Выходит, вы совсем не любите тихие местечки?
Я бы так, конечно, не сказала. Скорее, я предпочитаю быть там, где есть люди.
А вот люди далеко не всегда рады уличным фотографам. С вами случались истории, когда приходилось поплатится за нежелательные кадры?
Однажды я была в Вашингтоне и совершенно случайно попала на акцию протеста в одном из районов города. Огромная толпа народу перекрыла дорогу, но полиция пыталась контролировать взбунтовавшихся. Я захотела сделать пару снимков, но стоило мне щелкнуть затвором, как в мой адрес посыпались ругательства. А я была единственной белой среди протестующей массы, и чувствовала себя, мягко говоря, не в своей тарелке. Вскоре меня вытолкнули из неуправляемой кучи, и я упала на бордюр. Благо мне помог полицейский, иначе я превратилась бы в лепешку.
А бывали ли такие случаи, когда на ваших глазах происходило нечто особенное, но у вас не было с собой камеры?
Вообще мой фотоаппарат всегда со мной. Но недавно моя знакомая выходила замуж за шеф-повара президента Обамы, а я была приглашена. К сожалению, у меня отобрали фотоаппарат, поэтому первое время я не знала чем занять себя на свадьбе. И знаете что? Я стала приглядываться к деталям вокруг, и это было увлекательно. Смотри я на происходящее сквозь объектив, я бы никогда их не заметила. В момент совершения снимка вы лишаете себя возможности насладиться моментом вживую. Многие путешественники вместо того, чтобы упиваться захватывающими пейзажами или старинной архитектурой, думают только о том, как словить потрясающий кадр. По-моему, это перебор. Так вот, после свадьбы я вернулась домой и написала рассказ об увиденном, попробовав себя в новом виде творчества.
Кстати, Шерил, в «Общей улице» нет ни одной вашей работы. Почему?
Многие обожают говорить о себе, презентовать свою персону будто музейный экспонат. Я этого не люблю. Целью моего фильма было поделиться миром уличной фотографии и его представителями, которые добились успеха в творчестве, которым есть, что сказать. Если вы обратили внимание, все герои киноленты уже не молоды. Это не говорит о том, что представителей этого направления в фотографии нет среди молодежи. Их достаточно. Но у меня еще будет возможность рассказать вам об их жизни, а вот не успеть донести в мир опыт старшего поколения я действительно боюсь.
Текст Мария Комогорова
Фото с сайта coolconnections