Картина а «Гордость», получившая в Каннах в этом году Квир-Пальмовую ветвь за освещение ЛГБТ-темы, была показана в Петербурге в рамках фестиваля Нового Британского Кино.
Лондон. Середина восьмидесятых. В самом разгаре забастовка шахтеров. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер – она же «Таран», она же «Бронированный танк», она же «Железная леди» - даже слушать не желает о претензиях горняков. Зато на помощь им кидаются… лондонские геи и лесбиянки. Они называют себя LGSM (Лесбиянки и геи в поддержку шахтеров), и мчатся в Уэльс знакомиться с такими же как и они, ущемленными правительством людьми. Мчатся на старом фургончике, полные надежд на светлое будущее.
Конечно, угрюмые уэльские шахтеры сначала шарахаются от геев, как от прокаженных - Британия того времени нетерпима к сексуальным меньшинствам. Но спустя пару дней, разум берет верх над предрассудками. И начинается активная совместная деятельность – сбор денег, благотворительные концерты, демонстрации. Обидное прозвище «Шахты и извращенцы», данное альянсу журналистами, наносится на футболки и плакаты и носится с гордостью. К сожалению, шахтеры не добиваются своего и им приходится покориться суровой воле правительства.
Эта совершенно достоверная история неплохо смотрелась бы на экранах. Это гимн человеческой толерантности. Свобода, равенство, братство – в контексте Британии 80-х. И если не знать, что все это случилось на самом деле, можно было бы даже обвинить сценаристов в неправдоподобности. Дело в том, что на гей-парад 1985 года в Лондон приезжают полные автобусы горняков. Они становятся в первые ряды и несут свои знамена рядом с лозунгами представителей секс-меньшинств. Этот парад выворачивает наизнанку все закостеневшие британские стереотипы и отшвыривает их в сторону.
Впрочем, фильм Меттью Уорчаса на этом заканчивается. Сам режиссер назвал картину романтической комедией, в которой показаны не отношения между двумя людьми, а отношения между двумя группами. Точнее не скажешь. Несмотря на то, что в фильме задействовано много отличных актеров, никто из них не выбивается на первый план. И несмотря на то, что сценарий пестрит довольно банальными шутками, он все равно смешной. Хотя тут уместнее сказать не смешной, а умильный, хваленого английского юмора здесь нет. Зато за героев действительно болеешь всей душой.
Те, кто ждет от фильма документальности или драматичности, могут разочароваться. Пусть сценарий и строится на столкновениях: полиции с бастующими, английского языка с валлийским, родителей с детьми, он все же завернут в такую красивую обертку и преподнесен настолько легко, что смеется зрительный зал чаще, чем утирает слезы. Ворошить историю и лепить из нее сценарий всегда боязно, но «Гордость» - это действительно хороший, а главное – нужный фильм.
Текст Елена Петраускас