11 ноября на сцене Большого зала Капеллы в рамках фестиваля «Эрик-Эмманюэль Шмитт в Санкт-Петербурге» состоялся моноспектакль «Тайна Кармен Ж. Бизе».
На телевидении сейчас очень часто можно увидеть, скажем так, игровое документальное кино, когда на экране как будто оживает учебник по истории. Нечто подобное зрителям посчастливилось увидеть в исполнении Шмитта.
Перед нами как будто стоял преподаватель по истории музыки, только не беспристрастный, монотонно читающий текст, как это часто бывает, а настоящий мастер слова. Шмитт не включал заезженные аудиозаписи произведений, которые сопровождали его потрясающий рассказ, он покорно уступал место оперным артистам и с наслаждением слушал исполнителей: солистов Санкт-Петербургского государственного музыкального театра «Зазеркалье» Романа Арндта, Анну Смирнову и Кристину Фуш.
Музыкальный спектакль Шмитта можно условно разделить на две части. Первая часть – редко исполняемые произведения Жоржа Бизе, вторая часть была полностью посвящена знаменитейшей опере «Кармен», которую автор вносит в название своего спектакля.
На первый взгляд кажется, что Шмитт не сделал ничего выдающегося, он просто рассказал нам о жизни и творчестве знаменитого классика, а артисты музыкального театра и концертмейстер дополнили его рассказ великолепным исполнением произведений Бизе. Он просто взял то, что уже давно признано шедевром, и создал свой шедевр.
Я думаю, если бы все было так просто, зал капеллы был бы полупустой или вовсе пустой.
Моноспектакль Шмитта – это своего рода признание в любви знаменитому композитору, это попытка зрителя сделать современником Бизе, а Жоржа Бизе сделать нашим современником. «Тайна Кармен» - это мост, который соединяет две эпохи и даёт нам возможность услышать и почувствовать историю.
В зале не было свободных мест, что, конечно, не может не радовать. Только вот среди людей, решивших все-таки перейти через воображаемый мост Эрика-Эманнюэля Шмитта, были в основном люди «в возрасте». Это единственное, что огорчило, ведь такая подача материала могла бы привлечь молодежь и заинтересовать её классикой. Иначе выходит, что ценителей классики становится всё меньше и меньше, даже в нашем городе, который считается культурной столицей.
Поначалу мне очень хотелось, чтобы о Бизе рассказывали не от третьего лица, а от первого. Казалось, что это дополнит картину и всецело перенесёт нас в то время. А потом стало понятно, что автор ведь жив, пока живёт его творчество, а чтобы ожило творчество не нужно играть роль Жоржа Бизе - достаточно иметь человека, который со всей страстью и острым желанием что-то понять пустится вместе с нами в это биографически-творческое путешествие.
Сам Шмитт раскрывается в этом спектакле как артист, философ и музыкант. Ему необязательно самому садиться за фортепиано, чтобы быть музыкантом. Достаточно слышать музыку, которая «просится» в спектакль для полноты картины. И у меня с трудом поворачивается язык, чтобы назвать увиденное «моноспектаклем». Моноспектакль - это только одна сторона медали, где Шмитт выходит на сцену, чтобы поделиться своими мыслями и рассуждениями, а артисты, концертмейстер, балетмейстер, художник помогают ему чётче выразить свою мысль, донести её до зрителя в первозданном виде. С другой же стороны – Шмитт является частью большого ансамбля, который на протяжении двух часов пытается разрушить временные рамки и позволить нам самим стать соучастниками творчества великого классика. И эта сторона, бесспорно, мне ближе.
Творчество любого человека неразрывно связано с его жизнью, и чтобы начать рассуждать о творчестве той или иной личности, необходимо интересоваться её биографией. Поэтому такого рода спектакли, на мой взгляд, наш единственный шанс начать не только слушать классику, но и слышать её, то есть подключать мыслительные процессы.