Текст: Евгения Савкина
«Невероятное путешествие мистера Спивета»: Дисбаланс между вымыслом и реальностью
Новелла Райфа Ларсена «Избранные работы Т. С. Спивета» более чем наполовину состоит из иллюстраций и скетчей. Именно оригинальность авторской манеры и интересная история, подходящая для читателей всех возрастов, сделали книгу объектом экранизации. Однако перенести на экран очарование приключений 12-тилетнего героя французу Жан-Пьеру Жёне не удалось: режиссер «Амели» перепутал иносказательность с гиперболизацией.
Где-то на ранчо в Монтане живет не по годам развитый и очень решительный мальчик по имени Т. С. Спивет. Папа Спивета — ковбой, мама занимается изучением насекомых, брат во всем подражает отцу, а сестра мечтает выиграть конкурс «Мисс Америка». Иными словами, семейство Спивет живописно — почти так же, как и окружающая их природа: пейзажи в фильме обработаны и откорректированы донельзя.
К сожалению, то же ощущение дурной нереальности происходящего касается и сюжета. Жене пытается создать аутентичный мир главного героя, но получается какая-то утрированно-гипертрофированная вселенная. Воображение и его плоды сочетаются с чрезмерным реализмом, из-за чего «Спивет» напоминает коктейль из «Кока-Колы» и отбеливателя. За очень удачной и действительно стоящей сценой следуют зарисовки — либо полные мерзости, либо лишенные режиссерской трактовки, так необходимой, когда речь идет об экранизации.
Вот Спивет представляет, как он мог бы с легкостью переспорить учителя или же очень живописно рисует своих маму и папу как две полные противоположности — утонченность и грубость, день и ночь, одуванчик и головешка из костра. И вдруг Жене показывает, как миссис Спивет снимает пинцетом мух с липкой ленты, а её муж засовывает между пальцев ноги (!) шоколад и кормит им собаку — это, согласитесь, выглядит дико.
Наблюдая за происходящим на экране безумием, сочетающим отчаянное подражание Уэсу Андерсону в продуманности цветовой гаммы и всяческих мелочей с попыткой снять драму, ориентированную на старшую аудиторию, становится невозможно поверить, что «Спивета» поставил тот же человек, что стоит за идеальной «Амели» и неподражаемой «Долгой помолвкой».
Жан-Пьер Жёне тщательно подошел к этой в прямом смысле иллюстративной работе — рисунки и чертежи главного героя буквально оживают, то там, то здесь возникают разнообразные математические расчеты. Но чувство такта, при котором детали и общая повествовательная линия дополняют друг друга и образуют одновременно озорную повесть для детей и глубокомысленное обращение к взрослым, здесь полностью отсутствует.
Мальчик по имени Т. С. Спивет — интересный, тщательно продуманный Райфом Ларсеном персонаж, претендующий на самостоятельную жизнь. Технически он очень близок к Тому Сойеру Марка Твена: в книге Ларсена повествование также разворачивается в двух плоскостях — буквальной и метафизической.
У Жана-Пьера Жёне с координатами на этот раз дела обстоят не важно. Яркие краски и 3D привлекут и очаруют зрителя, но за броской обложкой киноверсии «Спивета» скрыто содержание прямолинейное, рассказанное будто бы плохим докладчиком, а не мастером киноязыка. К кинематографу «Спивет» по большому счету отношения не имеет — это ожившая странноватая открытка, на которой история не выходит за рамки изображенного на картинке. Для любого другого постановщика «Спивет» стал бы рядовой работой. Но когда речь идет о режиссере «Амели», поделка, в которой есть 3D, но нет grand finale, предстает явным провалом.