Текст: Дарья Евдочук
«Не бойся, я с тобой! 1919»: Не думай, а смотри!
18 ноября на премьере фильма «Не бойся, я с тобой! 1919» выяснилось, что за 30 лет, прошедшие с момента выхода оригинальной ленты, герои постарели всего лишь на 20!
Тем осенним вечером в фойе кинотеатра «Россия» собралась, похоже, вся диаспора дружественного Азербайджана. Самым заметным гостем был, разумеется, Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Российской Федерации — актер, композитор и певец Полад Бюльбюль-оглы. Вместе с другим известным бакинцем, режиссером Юлием Соломоновичем Гусманом, он щедро раздавал улыбки и интервью. Гости премьеры с удовольствием рассматривали душевный кавказский подарок — отличной полиграфии ретро-открытки с изображением старого Баку и кадрами из нового фильма.
Со сцены режиссер предвосхитил будущие сравнения с мушкетерскими романами «...цать лет спустя» и выразил надежду, что хоть его герои и повзрослели на двадцать лет, с ними все выглядит не так грустно, как с постаревшими персонажами Дюма. Полад Бюльбюль-оглы представил свою дочь Лейлу, которая дебютировала в фильме в роли дочери Теймура Лейлы и пожаловался, что Гусман не дал развернуться его композиторским замыслам и, в отличие от первого фильма, где было двенадцать песен, в новый включил всего две.
Вопрос «зачем?» возникает неизменно, когда удавшееся некогда произведение подвергается искусственному наращиванию. Все, чье детство и юность были осенены безумными, романтичными приключениями героев «Не бойся, я с тобой!», кто распевал такие мелодичные, с чуть советским уклоном песни из саундтрека, кто повторял знаменитое «....какая интересная у людей жизнь!» — все они должны посмотреть продолжение, чтобы ответить себе на этот непростой вопрос. Юлий Гусман осознал, что с тех пор не создал ничего более заметного и решил через 30 лет еще раз войти в ту же реку? Или он до сих пор одержим возвышенным содержанием тех страшных и величавых времен?
Фабула нового фильма параллельна действию первого, но во многом проигрывает ему в искусности хитросплетений сюжета, динамике, естественности и той легкости, которая свойственна молодости. Сделан он, что называется, «на втором дыхании».
1919 год, новопровозглашенная Азербайджанская Демократическая республика. Политические распри, социальная неопределенность, нефтяные магнаты. Герои фильма поседели, помудрели, у них выросли дети. Певец Теймур (Полад Бюльбюль-оглы) стал не только известным композитором, но и (о, Боже!) депутатом и убежденным сторонником демократических реформ. Сан Саныч (Лев Дуров) держит Школу восточных боевых искусств где то на берегу Каспия, а Рустам (Мухтарбек Кантемиров) основал Школу верховой езды. Старые друзья не потеряли друг друга из виду и по прежнему готовы в любой момент прийти на помощь. Эта необходимая информация спешно выдается в завязке фильма с непринужденным «пиросманиевским» примтивизмом, чем и определяет дальнейшую, донельзя простую, стилистику картины.
У Теймура Гаджиева, как у любого видного политика, есть враги. Так, богач Гафур-Бек (Бахрам Багирзаде) не ищет трудных путей цивилизованного демократического развития республики, а желает скорой, хотя и мирной революции. Его задача — отстранить депутата от дел, для чего он руками бандита Абдуллы (Игорь Золотовицкий) организует похищение дочери Теймура, красавицы Ширин (Кристина Гюльалиева). Теймур и его бесподобно красивый сын (Заур Шафиев) начинают поиски девушки. На беду, сын Гафур-Бека Фархад (Эльдар Гасымов) — бандит и (уж не без этого!) музыкант, выпускник петербургской консерватории, — влюбляется в Ширин с первого взгляда. Счастью влюбленных и восстановлению всяческих справедливостей в силах помочь только лихая троица друзей — Теймур, Сан Саныч, Рустам.
Непритязательность сюжета так активно поддержана общей бесхитросностью постановки, что в этом чувствуется определенная идея. Сказка — так сказка, приключения — так приключения. Напихать туда всего, что напоминает об эпохе и локации действия — бродячий цирк, тигры, волки, борцы, наездники, нефтяные вышки, певцы, бандиты, волшебной красы виды Кавказа (за них спасибо оператору Вадиму Алисову). Добавить некоторой национальной пряности могли бы колоритные картины дореволюционного «черного города» Баку, но его, как не главенствующего персонажа, из фильма почти исключили. Национальный и сказочный колорит истории разрешен в именах влюбленных: Фархад и Ширин — самые известные герои тюркских эпосов и поэмы Алишера Навои. Героико-приключенческое начало ощутимо в датировке действия.
Концепция кастинга фильма была продиктована, по всей видимости, все той же идейной неприхотливостью. Все главные герои сказали автору: «не бойся, я с тобой!» и охотно выступили в ролях себя самих 20 лет спустя. Вновь увидеть Полада Бюльбюль-оглы, Льва Дурова, Мухтарбека Кантемирова и Гамиду Омарову (Телли) в тех же самых ролях, несомненно, приятно, хотя и несколько грустно. Чувствуется, что боевой дух дается актерам уже нелегко. Дай Бог еще долгие лета великому актеру Льву Дурову, но насколько этично было показать его героя, некогда такого ловкого и подвижного, в виде застывшего болванчика — сказать сложно.
Во всех остальных случаях выбора актеров вступили в права такие понятия, как пленительная красота (Кристина Гюльалиева), семейственность (Лейла Бюльбюль) и медийность — Эдгард Запашный, Владимир Вишневский, Дмитрий Быков и целая плеяда КВНщиков, игроков команды «Что, где, когда», журналистов и просто друзей режиссера — например, разведчика и профессора МГИМО Юрия Кобаладзе. В роли молодого Фархада дебютировал не кто иной, как победитель конкурса «Евровидение 2011» певец Эльдар Гасымов.
Понятно, что ждать убедительного воплощения образов от всех этих исполнителей не стоит, и режиссер вполне отдает себе в этом отчет. Для большей звездности он приглашает на остальные роли актеров весьма популярных — Михаила Ефремова (полицмейстер), Анатолия Равиковича (директор цирка), Галину Коньшину (супруга директора цирка), Игоря Золотовицкого (Абдулла). Их несомненный профессионализм мог бы актерски спасти картину, если бы они, все как один, не сыграли то, что играют всегда.
За всем этим стоит очевидная задумка. Фильм будто кричит сам за себя — не ждите откровений и мастерства, не думайте о серьезном, смотрите и радуйтесь! В своем творчестве Юлий Гусман с тихим юмором и печалью ностальгирует по лучшему, что было в советском прошлом и, в отсутствии на нынешнем российском кинопространстве всяческих «красных дьяволят» и «неуловимых» удачно заполняет эту нишу. При этом успешно пользуясь опытом, накопленным в жюри КВН — многие афоризмы фильма так и отдают «веселыми и находчивыми».
Впрочем, повторить успех фразы об «интересной жизни» так и не удалось, а ее эрзац оказался крайне натужным. Зато очень актуально прозвучали в начале фильма слова, которые можно без преувеличения назвать ключевыми: «Мы живем в маленьком городе, и потому ненавидеть друг друга — непозволительная роскошь».