Музей девочки Садако
Скажите - близка ли вам Япония и японская культура? «Мемуары Гейши», аниме, икебана, праздник цветения сакуры… Многие вещи и традиции, придуманные в этой своеобразной стране, по тем или иным причинам полюбились европейцам, в том числе и россиянам. Книга «Ringu» Кодзи Судзуки, переведённая на русский язык как «Звонок», и вышедшая в 1991 году, а позже и снятый по ней фильм, быстро стали культовыми не только в Японии, но и в других странах. Многие зрители считают сюжет «Звонка» заезженной и попсовой историей о призраке, который вдруг начинает убивать всех подряд. Однако мало кто задумывается о том, что Садако – юрэй, один из самых значительных образов японской мифологии. Юрэй - это неупокоенная душа, главное занятие которого – месть.
Немного больше о любимом фильме ужасов желающие смогли узнать на выставке «Музей девочки Садако», которая проходила в выставочном зале Музея городской скульптуры (Чернорецкий переулок д.2) всего лишь один день, 31 октября, а точнее – только два часа. На входе всем посетителям выдавали белый оберег на шею, и чёрный – на руку. Впоследствии некоторые обереги остались лежать на полу – что стало с несчастными растяпами, история умалчивает.
Ценители фильма и книги «Звонок» увидели на выставке много знакомых объектов: зловещий колодец, в который можно было забраться и почувствовать себя Садако Такахаси, упавшую трубку телефона, видеопроигрыватель с кассетой - предзнаменованием. Бледные девушки в образе Садако бродили по залу, дополняя жуткую атмосферу мероприятия. На выставке был представлен рисунок одного мальчика, на котором он изобразил Садако в окружении тёмных сил. Бедная девушка пытается вырваться, но у нее ничего не получается.
На выставку пришла красивая и колоритная публика, ведь 31 октября – это Хеллоуин, и многие подготовились к празднику – например, были замечены гости со «змеиными глазами» и «обезображенными» лицами.
Конечно, неспроста Музей городской скульптуры разрешил устроить на своей площадке подобную вакханалию. Мероприятие состоялось в рамках 11 ежегодного городского фестиваля «Японская осень в Санкт-Петербурге». Открывал выставку директор Нового выставочного зала Артём Магалашвили, который рассказал о том, что выставка призвана познакомить петербуржцев с японской культурой в красивом, но немного страшном формате.
Мне удалось улучить момент, и задать несколько вопросов организатору выставки Елене Кабачинской.
Елена, расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали Садако в качестве объекта японской культуры?
Я думаю, что причина личная. Вы знаете, что такое быть маленькой девочкой в мире, где все и всё против тебя, и каждый хочет обидеть? И поэтому совершенно нормально, что девочка вооружилась злой энергией, чтобы давать отпор врагам. Мне это очень близко, как и всем тем, кто был маленькой беззащитной девочкой. Я член правления дружбы России и Японии, и мне хотелось придумать что-то, связанное с японской мифологией, но не имеющее отношения к оригами. Девочка Садако показалась мне удивительным существом, потому что она не только человек, но и юрэй. Юрэй – это существо, которого убили, и оно приходит на землю, чтобы мстить обидчикам. Но юрэй не знает, кто его обидчики, и мстит всем подряд. Садако с помощью видеокассеты мстит всем людям. Вирус ringo, который она распространяет, похож на оспу – им охвачено всё человечество, и спасения нет.
Вы уже проводили столь необычные мероприятия?
Мы всё время стараемся придумать что-то необычное, потому что в современном мире важны такие моменты, как шок и новизна – тогда мероприятие будет интересным. Например, ежегодно 1 апреля мы проводим «День рождения доллара» - делаем оригами из однодолларовых купюр, и после их разбрасываем. В рамках «Японской осени – 2015» мы собираемся провести мастер-класс «Оригами на сто баксов».
Текст Алла Игнатенко, фото Анастасия Пертен и Дмитрий Гладких
[gallery link="file" ids="65476,65477,65478,65479,65480,65481,65482,65483,65484,65485"]