Текст: Евгения Савкина
«Мое лето пинг-понга»: «Для нас «плохо» значит «хорошо»»
Независимый режиссер Майкл Талли 10 лет работал над сценарием фильма о летнем отдыхе тинэйджера в городке Оушн, штат Мерилэнд. Столь кропотливая работа привела к тому, что «Мое лето пинг-понга» не только с ювелирной точностью передает все тонкости подросткового мировосприятия (чем вызывает у любого зрителя за 20 неизбывную ностальгию), но и заслуживает места в видеоколлекции где-то рядом с «Наполеоном Динамитом» (2004) и «SuperBad» (2007).
Через линзу 16-тимиллиметровой камеры зритель увидит, как подросток Рэд Миракл проведет свои летние каникулы. Любящие мама и папа, экзальтированная сестра с обилием макияжа и радикальными взглядами, а также самый лучший друг (через несколько лет вы забудете о друг друге, но такого, как он, не будет больше никогда).
Рад переживает если не лучшее, то самое светлое лето в своей жизни. Талли не стремится к генерализации и обобщению. Действие картины происходит в 1985-м году: это время режиссеру известно, и он помнит все непременные атрибуты подросткового супергеройства в виде двухкассетного Boombox, массивных кроссовок ярких цветов от Nike и музыки Run-D.M.C., слушать которую можно лишь на полную громкость.
Сюжет в традиционном понимании здесь не нужен, Майкл Талли работает на уровне эмоционального экспрессионизма, опасность которого заключается в том, что среднего отношения к фильму в таком случае быть не может. Кто-то придет от «Моего лета пинг-понга» в восторг, а другие искренне не поймут, какая прелесть может быть в рассказе о нескольких обыденных днях из жизни подростка, которого иначе чем geek’ом назвать не получается.
Режиссер рисует перед зрителем случайные события обыденной жизни, маленькие радости — микс из нескольких сортов газировки, яркие, как у любимого поп-персонажа, брюки, запах новенькой, только что распакованной аудиокассеты. Майкл Талли не то чтобы грустит, а, скорее, наслаждается своими воспоминаниями — конечно же, абсолютизируя их, и, подобно герою «Полночи в Париже» (2011), наделяя 80-е статусом золотой эпохи.
Девушки с их ярким макияжем, химической завивкой и короткими майками были чудо как хороши, а с double cassette не сравнится никакой iPod. «Мое лето пинг-понга» обходится без пошлости, присущей многим фильмам о подростках, и без того трагикомичного юмора, что присущ сходной по жанру работе «Freaks & Geeks» (1999).
В напарницах великолепно справившегося с главной ролью новичка Марселло Конте (немного похожего на юного Джима Стерджесса) числится сама Сьюзан Сарандон. После совершенно провальной «Тэмми» фильм Майкла Талли становится для нее своеобразной реабилитацией в глазах ценителей кино.
В этой картине Сарандон отведена пусть небольшая по времени, но ключевая с точки зрения сюжета роль. Она играет мудрую и опытную наставницу главного героя, с которой он знакомится совершенно случайно. В отличие от большинства взрослых эта немолодая, но все еще красивая женщина без слов понимает чаяния Рэда.
«Мое лето пинг-понга» — пример магии кино, почти потерянной среди бизнеса крупных студий. При всех трудностях, связанных с выбранным жанром, инди-режиссеры все-таки могут позволить себе делать кино ради любви к искусству, к своему герою.У Майкла Талли это мальчик по имени Radical Miracle. Мальчик, которым когда-то давным-давно был он сам.