Текст Елена Петраускас
Милый парень из Корсо
В этом году Неделя кино Финляндии в Санкт-Петербурге проходила на четырех площадках. В программе фестиваля классика финского кино чередовалась с работами молодых режиссеров. Фильм «Корсо» Акселя Туомиваара – как раз одна из дебютных работ, показ которых состоялся в России впервые.
Прыжок вправо, прыжок влево, черный мяч упруго отскакивает от пола – разворот - бросок в корзину. Картина Акселя Туомиваара начинается кадрами, сменяющими друг друга с головокружительной скоростью. Видеоряд подстраивается под музыку, а не наоборот - сказывается режиссерский опыт в съемке клипов (Туомиваара работал с Poets of the Fall, Maj Karma и другими финскими исполнителями). Вот и «Корсо» - его первая полнометражная картина - напоминает клип. Оператор топчется рядом с персонажами, бегает за ними - картинка трясется; камера на секунду фокусируется на глазах героя, потом на ушах, на макушке, уходит на задний план. Перестаешь замечать эту нарочитую небрежность лишь к середине фильма.
Действие происходит в маленьком городке Корсо, на юге Финляндии. Все его жители несут на себе печать серости и уныния, некоторые – гордо, поднимая трясущимися руками очередную рюмку, другие – как крест, не дающий распрямиться. Маркус – из вторых. Все его мысли подчинены одной цели – уехать в Америку на уличный чемпионат по баскетболу. Парень занимает деньги на билет у местного бандита и его жизнь превращается в бесконечную череду неприятностей. Но когда все проблемы решаются, Маркус остается один на один со своей неуверенностью в себе. Как пойманная птица он бьется в двери электрички, уносящей его из проклятого города. Двери открываются. И он возвращается в Корсо.
Выходит, все, через что пришлось пройти – разбой, драки, унижения – зря. Он снова в своем городе и снова без возможности вырваться. Круг замыкается. Маркус возвращается к тому, с чего начинал. Со временем он вновь предпримет попытку уехать из города – на этот раз удачную, но смог ли он избавиться от злобы, душившей его раньше и страха обнаружить свою слабость – не ясно.
«Корсо» дает зрителю право решать самостоятельно – смог ли Маркус вырваться из порочного круга. И что там, в темноте, нахлынувшей на лайнер, на котором он стоит, облокотившись о перила и глядя вдаль. Может, долгожданная свобода, а может, все тот же Корсо, от которого никак не убежать.