Текст: Дина Шадиева
«Мертвые не носят клетчатого»… что бы это значило?
Одним утром 1980 года режиссер, сценарист и актер встретились в кафе. Стив Мартин показал коллегам написанный им сценарий нуар-фильма, в который предложил вставить фрагмент из какой-нибудь старой кинокартины. Карл Райнер и Джордж Джайп высказали идею использовать целый ряд отрывков из голливудской классики. После долгих недель тщательного просмотра необходимые для истории эпизоды были отобраны. А в 1982 году на экраны вышел фильм Dead Men Don’t Wear Plaid («Мертвые не носят клетчатого»).
Частный детектив Ригби (Стив Мартин) получает задание расследовать причину автокатастрофы, в которой погиб отец героини (Рейчел Уорд).
В ходе расследования интуиция вкупе со сценарием сводит детектива с многочисленными подозреваемыми, каждый из которых покажется вам знакомым. Алкоголика Сэма вы наверняка видели в «Потерянном уикенде» Уайлдера, певичку Китти в «Убийцах» Сьодмака, загадочную леди, подсыпавшую яд в бокал главного героя, — в «Дурной славе» Хичкока, заключенного Коди — в «Белой горячке» Уолша, а наставника детектива Ригби — харизматичного Марлоу — в «Глубоком сне» Хоукса.
Разумеется, в финале главный герой распутывает таки клубок интриг и заговоров, а главной злодейкой, вопреки законам жанра, оказывается даже не главная героиня.
Технически фильм выполнен виртуозно, представляя собой недурной образчик монтажного кино. Как кадры 40-х годов, вклеенные в относительно современный фильм, так и сравнительно новая картинка на фоне голливудской классики — все выглядит органично: лица, костюмы, городские сцены. И лишь при внимательном рассмотрении видна разница в возрасте кинопленок двух разных эпох, что, однако, никак не нарушает целостности восприятия.
Сценарий, написанный совместно Райнером, Джайпом и Мартином, выдает в картине абсолютную пародию, обыгрывающие каноны жанра. В нуаре должна быть игра света и тени — детектив Ригби забавляется, выламывая руки и строя подобия животных из силуэтов на стене; в нуаре должна быть метафора секса — вот вам сцена в ванной с выдавливанием зубной пасты. Масла в огонь подливают и диалоги — порой водевильные фразы, произносимые актерами с абсолютно серьезным выражением лица. Однако в некоторых эпизодах основные элементы жанра выдержаны без всякого намека на шутовство: свет, проникающий через жалюзи, дождь, контрастные дневные сцены, голос за кадром, femme fatale (и даже не одна).
Несмотря на всю пародийность фильма, комичные ситуации (внимательный зритель заметит даже цитату из братьев Маркс) и авторские шуточки, «Мертвые не носят клетчатого» — по сути признание в любви к жанру нуар. Желание признательных поклонников оживить любимых актеров. Побыть на время в их образах. Поговорить их устами.
«По прибытии в Карлотту я продолжал думать над словами, которые сказал мне Марлоу пятнадцать лет назад: Мертвые не носят клетчатого. Хм. Мертвые не носят клетчатого. Так и не возьму в толк, что же это значит».