Вечные соперницы Марлен Дитрих и Грета Гарбо жили, любили и снимались в одно и то же время в пресловутом Голливуде, но в жизни так ни разу не встретились. Их часто сравнивали. Гарбо играла саму Мату Хари в одноименной картине, а Дитрих параллельно исполняла роль шпионки Лили в «Шанхайском экспрессе». Кажется, предпочтения режиссера Государственного театра "Комедианты" Михаила Левшина раскрыты – для него самой прекрасной шпионкой навсегда останется Марлен Дитрих.
Режиссер-постановщик спектакля Михаил Левшин вместе со сценической командой прочел личную переписку актрисы с Хемингуэйем и Ремарком, полистал дневники дивы и создал спектакль под названием «Марлен, рожденная для любви». Именно любовь выходит здесь на первый план, а не карьера Дитрих как актрисы и певицы. Создатель не сомневается в величии этой женщины, но рассказать зрителям решил именно о личной жизни Марлен – женщины, которая выбирала только лучших представителей своей эпохи.
Спектакль-мемуары рассказывает о четырех главных этапах жизни Марлен – о четырех мужчинах, в которых она была влюблена. Человек, «создавший легенду Марлен Дитрих» - это режиссер Джозеф фон Штернберг. Забавное совпадение: первых их совместный фильм назывался «Голубой ангел», а последний – «Дьявол – это женщина», и это показывает, как резко переменились их взаимоотношения за те годы, что они провели вместе. Этот союз не был вечным – на Венецианском кинофестивале в 1938 году Марлен встретила уже известного на то время Эриха Мария Ремарка. Их роман был сложным, полным упреков и обид. Они не смогли остаться вместе, но благодаря этой незаурядной любви на свет появился роман «Триумфальная арка», главная героиня которого - Жоан Маду – была написана с Марлен Дитрих. Вслед за Ремарком в жизни Марлен появился французский актер Жан Габен – теперь уже не ее учили английскому языку, а она обучала Жана разговорным фразам. Их сближало противостояние фашистской Германии, за что они поплатились – их перестали снимать. Но не это стало причиной разрыва: Габену претил напыщенный Голливуд, он хотел тепла и уюта своей родины, и, когда наступила Вторая мировая, он ушел на фронт ее отстаивать. Марлен отправилась вслед. Вся ее судьба – это череда встреч и расставаний, три этих романа были самыми страстными в ее жизни, но самой возвышенной была, наверное, связь с Эрнестом Хемингуэем – только платонические чувства сближали их – многолетняя переписка и несколько встреч в течение жизни, в общем счете которых набралось бы не больше десяти. И при каждой такой встрече то она была занята, то он был несвободен, и, не смотря на то, что их тянуло друг другу – они остались только друзьями.
Танцевально-музыкальный спектакль запомнится каждому благодаря чудесному исполнению вокальных партий на французском, немецком и английских языках з.а. России Ниной Мещаниновой. Марлен в ее исполнении – это женщина зрелых лет, окунувшаяся в воспоминания, а их за ее девяносто лет накопилось не мало. Не смотря на камерный зал театра Комедианты, Нина Мещанинова использовала небольшой микрофон, присоединенный к уху. Чувствительность у него оказалось настолько большой, что через него можно было услышать даже технические моменты, происходящие за сценой. Диалоговая и танцевальная части остались недостаточно проработанными из-за того, по-видимому, что спектакль спешили выпустить к определенному моменту. Актеры должны были активно и энергично выполнять определенные физически действия, которые, похоже, в силу возраста утраченной ловкости воспроизвести не смогли. Так, несчастную Марлен чуть не уронили со стула, сама она не раз запиналась о бутафорию во время танца, а Ремарк в исполнении Ильгиза Булгакова, пока искал кальвадосу для дамы, и вовсе чуть не рухнул у сцены – но именно этот артист смог отыграть данную сцену с достоинством, не выпадая из заданного действия.
На задних кулисах непрерывно крутили проекции с кадрами из фильмов, архивными фотографиями и тематическими картинами, создающими атмосферу Венеции или Кубы. Иногда зрелище начинало напоминать студенческую лекцию, когда преподаватель с указкой наглядно показывает, в каком году происходило то или иное событие. Почему-то такой исторической сводкой, нисколько не приукрашенной сценическим действием, стал рассказ о самых ярких картинах Марлен Дитрих. Рассевшиеся по краям актеры, показывая на экран, рассказывали, чем был знаменит данный фильм.
Образ Марлен Дитрих на сцене после ее смерти появлялся уже не раз, но до этого за постановку о творчестве знаменитой актрисы брались москвичи – например, Театр Наций со спектаклем «Моя мать - Марлен Дитрих», основанный на скандальных откровениях дочери Марлен - Марии Рива. Затем - Театр им. Вахтангова с танцевальной постановкой «Берег женщин». Мода на препарацию личной жизни голливудских актрис дотопала и до Петербурга – все любят Марлен Дитрих и все хотят знать, с кем была эта женщина.
Все артисты помимо исполнительницы главной роли выбирались по внешнему сходству с прототипами их героев. Не самый лучший вариант для актера, ведь внешние данные может доработать костюмер и гример, а вот умение вникнуть в своего персонажа имеет, на мой взгляд, наибольшую ценность. Так, самым проникновенным стал Кирилл Датешидзе (Эрнест Хемингуэй), который воссоздал мечтательного философа с определенным шармом. Также и Нина Мещанинова (Марлен Дитрих) становилась той самой влюбленной женщиной, отправляющей мужчину на фронт. Однако все движения артистов казались столь неуверенными и аккуратными, что заставляли концентрироваться не недочетах хореографии. А в спектакле о любви, страсти, страданиях так хотелось порывистых движений, надрывных речей и горящих глаз!..
В истории «Марлен, рожденная для любви» постаревшие Дитрих, Ремарк, Габен и Штернберг на пару с Хемингуэйем собрались за столом, чтобы перемыть друг другу косточки и обсудить солянку от известной в Голливуде актрисы. Пусть она была не самой лучшей кухаркой, а мужчин меняла как перчатки, эту женщину боготворили и ненавидели одновременно – такие противоречивые чувства вызывала личность, вошедшая в историю под именем Марлен Дитрих.