Манифеста night
В минувшую среду 29 октября в здании Главного Штаба прошла ночная программа Manifesta 10, которая подводила итоги всей биеннале, начавшейся еще этим летом.
На входе, прямо под ярким полотном Manifesta, всех встречал яркий автомобиль “No! Future”, часть художественного проекта Жоржа Коломера. Огромная очередь начиналась еще от входа, основная часть желающих увидеть экспозицию своими глазами собралась уже около половины восьмого. Посетители самые разные: от подростков, которые хихикают и показывают в пальцем в «неприличные» места, до умудренных опытом ценителей искусства, которые вальяжно прогуливаются между залами.
Помимо экспозиций, которые все время выставки проходили в Главном штабе, в эту ночь посетители смогли стать участниками сразу нескольких авторских экскурсий: арт-медиатор Александр Малаховский рассказал про работы Брюса Наумона, Александра Наумова освещала залы, посвященные Матиссу, а куратор Екатерина Андреева делилась наработками на тему «Искусство и революция».
Для тех, кто предпочитает свободно проводить свое время в залах, транслировалось сразу несколько киноработ. На экране в атриуме проходил показ фильма «Тимур Новиков. Ноль объект», посвященный революции в искусстве 80-х годов: в картине совмещены документальные кадры, эпизоды из интервью и клипов музыкантов того времени. В других залах — короткометражные фильмы, многие из которых отчасти уже знакомы посетителям биеннале: арт-проект братьев Франсиса и Фредерика Алюсов, рассказывающий о зеленой машине и легендарном столкновении; после зала с современными зарисовками Мэрилин Монро можно было увидеть короткометражку посвященную ей же: танцующая актриса несколько минут крутится перед камерой. Еще один видео проект был составлен из съемок юных гимнасток: на трех экранах параллельно застывали в разных позах маленькие девочки, выполняя различные, порой невероятные элементы.
Одной из самых впечатляющих (и самых объемных) инсталляций стал «Срез» Томаса Хиршхорна: вид обвалившегося дома, «срезанного», его руины и квартиры, которые устояли наверху. По размеру с ней могли конкурировать только «платочки», как назвали их посетители, инсталляция «Опера носового платка», работа Гонсалес-Ферстер, занимающиая все пространство зала и лестницы.
В минимализме, наоборот, отличился Хуан Маньос с инсталляцией «В ожидании Джерри». Название интриговало, в первую очередь, детей: они радостно забегали в темную комнату, и сразу же падали на коленки — посмотреть, что же там, в маленькой «норе» Джерри. Взрослым тоже было очень любопытно, но чувство достоинства, видимо, не позволяло, и на эту шалость решались не все.
Среди многочисленных комнат и залов несколько сразу бросалось в глаза: белая комната, в которой установлены часы с ускоренным временем, меняющийся свет в комнате, символизирующие быстрое течение нашей жизни, постоянную смену дня и ночи. Одни завороженно сидели в комнате, другие снимали ход часов, третьим быстро надоедало, что «ничего не происходит». Автором этой комнаты является Вадим Фишкин, работа так и называется, «Ускоренное время». Завораживала и площадка с красным нарисованный фоном — не самое популярное место для фотографий, в отличие от короткометражки Йозефа Дабернига «Ривер-плейт», - представленная изображением различных частей человеческих тел, которые создавали в общем представлении образ миниатюры всего общества.
Классика, в прямом значении, была представлена работами Матисса, который занял весь этаж, и известным всем «Черным квадратом», который несколько особняком держался на фоне современных жанров.
Музыкальное сопровождение оказалось очень разным, начиная от вокально-инструментального ансамбля OZERO, с их акустическим мюзиклом «Пробуждение Совриски», заканчивая сетом от Вольфганга Тильманса. Его сет, кстати, оказался одним из самых популярных на ночи: большой зал, залитый красным светом, сидящие на полу, снимающие все происходящие на телефон, и, несмотря на то, что от музыки закладывает уши, зрители умудряются общаться друг с другом.
В напутствие следующим организаторам весь вечер проходил мастер-класс арт-медиатора Анны Толмачевой «Послание куратору биенниале Manifesta 11»: весь стол оказался в вырезках, фломастерах и картоне. Все желающие могли принять участие в составлении общего послания. В этом же помещении были собраны и самые милые работы под заголовком «Дети о МАНИФЕСТА 10»: здесь были и импровизированные правила о том, чего не стоит делать: «Не кричать, не бегать, не прыгать, не перебивать», и то, что стоит добавить на выставку; вырезанные картинки с машинками — для многих творческий путь начался именно в этих залах.
текст Марина Теущакова, фото Елена Петраускас
[gallery columns="4" link="file" ids="64859,64860,64861,64862,64863,64864,64865,64866,64867,64868,64869,64870,64871,64872,64873,64874,64875,64876,64877"]