«Мамочка»: Самый важный человек

p_184540Отношения родителей и детей – неисчерпаемая тема для размышлений и творчества. Тем более, отношения матери и сына, во многом определяющие будущую личность юного мужчины. В российский прокат вышел долгожданный фильм канадского режиссёра Ксавье Долана «Мамочка». Долана называют вундеркиндом — ведь канадцу всего 25, но это уже его пятая режиссёрская работа. К тому же, фильм «Мамочка» стал одним из главных событий Каннского фестиваля 2014. Правда, это вряд ли кого-нибудь удивило: все предыдущие работы режиссёра Ксавье Долана удостаивались различных кинонаград. Во всех своих фильмах Доллан говорит о любви и подростковом возрасте. Но, как сам он признаётся в ряде интервью, неизменным источником вдохновения для него служит его мать. И в своей новой работе Ксавье Доллан взглянул на взаимоотношения матери и сына под новым углом. Действие фильма разворачивается в Канаде 2018 года. В соответствии с новым законом С18, родители «трудного подростка» могут сдать своего не в меру разбушевавшегося ребёнка в психиатрическую лечебницу, таким образом избавив себя от проблемы воспитания бунтаря. Главная героиня, Диана Депре — мать как раз такого чада. Ей слегка за сорок, но она из тех, кто всю жизнь остаётся «озорной девчонкой»: Диана носит узкие мини-юбки и девчачьи джинсы с яркой аппликацией, предпочитает броский макияж, высокие каблуки, много курит. p_655365 Фильм начинается с того, что она забирает своего сына Стива из интерната для трудных подростков. Он устроил пожар, из-за которого сильно пострадал один из подопечных интерната, и теперь его родители требуют денежной компенсации. Стиву поставили диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, и Диане — вдове с незаконченным школьным образованием — советуют использовать возможность, предусмотренную законом С18. Но она решает побороться за семейное счастье и забирает сына домой. Просто не будет. Из-за Стива Диану увольняют с работы, но она не сдаётся и устраивается в клининговую компанию, целыми днями наводит чистоту в богатых домах. Стив — блондин со светлыми глазами и атлетическим телосложением, как и большинство парней его возраста, представляет из себя мужское тело с детской психикой. Он безумно любит свою мать, старается всеми способами привлечь к себе внимание, сделать подарок, но внезапно превращается в комок ярости, готовый смести всё и всех на своём пути, в том числе и мать. То ругает её последними словами, то признается в бесконечной любви. Стив ревнует мать к соседу-юристу, но очень старается вести себя хорошо. Старается, на сколько это вообще возможно. И у него почти получается. p_655363 Надо сказать, что за более спокойное поведение Стива нужно благодарить соседку по имени Кайла. Она примерно того же возраста, что и Диана, но, на первый взгляд, более сдержанная. Как говорится, в тихом омуте… Кайла бывшая учительница старших классов. Что-то случилось пару лет назад, и начавшему заикаться педагогу пришлось уйти в бессрочный отпуск. У Кайлы есть муж – крайне терпеливый программист, и дочь лет семи. Но создаётся впечатление, будто бывшую учительницу свои домочадцы совсем не интересуют. Её как магнитом тянет к семейству Депре. Стив находится на домашнем обучении, и Кайла соглашается помогать ему. p_662458 И вот вся троица - мать, сын и их соседка – становятся неразлучны. Вместе ходят по магазинам, готовят ужин, танцуют и дурачатся. Но не стоит забывать, что «Мамочка» - это драма, так что хорошо всё не закончится. Хотя надежда на это будет. Не станем раскрывать всех секретов сюжетной линии и много размышлять о подоплёках – пусть каждый зритель сам оценит новую работу Ксавье Долана. Упоминания, однако, стоит тот факт, что пятый фильм канадца, «Мамочка», во многом перекликается с его первым фильмом, «Я убил свою маму». Кстати, роль матери в обоих фильмах исполняет прекрасная актриса Энни Дорвал. Роль сына в «Мамочке» досталась яркому и темпераментному юному актёру Антуану-Оливье Пилону, а образ заикающейся Кайлы воплотила Сюзанн Клеман. На протяжении всего фильма не покидает ощущение, что пространство вокруг этой троицы будто наэлектризовано, и постоянно ждёшь, что вот-вот произойдёт что-то фатальное. p_662457 Хочется отметить, что Долан использует при съёмке любопытный приём — «картинка» в «Мамочке» большую часть времени представляет собой не привычный горизонтальный прямоугольник, а портретный квадрат — формат «Инстаграмма». Таким приёмом Долан сосредотачивает внимание зрителя на том или ином персонаже, подчёркивая зажатость каждого из них в тисках обстоятельств. Периодически, на довольно краткий промежуток времени, границы раздвигаются. Эти моменты - этакие вспышки ощущения свободы героев. «Мамочка» — по-настоящему чудесное и пронзительное кино. О важном. О главном. Кстати, Долан сам подбирает к своим картинам актёров, костюмы, музыку. Так что зритель сможет в полной мере оценить работу не просто Долана-режиссёра, а Долана-художника, создающего движущееся полотно своего внутреннего мира.

Текст: Чайка Чурсина

p_662453

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения