Главная » Майкл Уайт : «у меня в запасе 20 лет на создание великого»
Майкл Уайт : «у меня в запасе 20 лет на создание великого»
08.11.2014
На пороге последнего осеннего месяца в Москве прошла встреча с английским режиссером Майклом Уайтом в рамках образовательной программы фестиваля «Новое британское кино». В расписании фестиваля мероприятие было обозначено как лекция «Искусство об искусстве: творческий путь художника как сюжет документального кино». Однако общими усилиями Майкла и аудитории получился полноценный семинар, на котором режиссер поделился с киноманами своим богатым творческим опытом. Майкл приоткрыл перед публикой секреты съемок документального кино, рассказал о сложностях в работе с героями и планах на будущее.
Майкл Уайт, заявивший о себе еще в 80-ые фильмом «Кричи тихо, а то услышат соседи», в основном занимается документальным кино. Одна из наиболее известных его картин - «Нет любви сильнее». Она открывает трилогию фильмов о роли веры в человеческой жизни, третья часть которой на сегодняшний день не закончена. Работа была удостоена приза зрительских симпатий на кинофестивале в Берлине и гран-при фестиваля «Религия сегодня» в г. Тренто. В этом году художник приехал в Россию с целью презентовать свою совместную работу с непрофессиональным режиссером Люком Доддом. «В поисках света», такое имя носит детище двух кинодеятелей, - это взгляд изнутри на личную и творческую жизнь британского фотографа-портретиста Джейн Боун.
На вопрос почему режиссера заинтересовала именно эта творческая личность, и по какому принципу он находит «жертву» для съемок, Майкл охотно поделился критериями, определяющими его выбор. Герои его фильмов всегда хранят в себе чувство утраты, как правило они необщительны, их внутренний мир скрыт от окружающих. Майкл ставит перед собой задачу открыть зрителю зерно души Джейн, тщательно сокрытое самой героиней. К счастью, фильм был смонтирован до смерти фотографа, и она, посмотрев картину, по достоинству оценила труд режиссеров. Героиня также призналась, что ей стыдно за некоторые грани ее натуры, до которых Уайту и Додду удалось, пусть и с немалым усилием, добраться.
Действительно, «раскрыть» человека задача не из легких. «Обычно люди замыкаются, увидев перед собой неморгающий глаз, уставившийся на них в упор», - делится с зрителями режиссер. «В связи с этим, прежде чем начать разговор я стараюсь расслабить человека. Если в процессе общения ответ на мой вопрос кажется мне недостаточным, я просто не задаю следующего и молчу. Поверьте мне, собеседник сразу начинает говорить, только бы заполнить напряженную паузу. Можете испытать это на ком угодно, кроме меня, конечно (смеется)».
Майкл признался, что подчас ему гораздо проще заставить говорить даже самого скрытного героя, нежели заставить самого себя продолжать съемки. И дело здесь не в терпении и выдержке, которых, по откровению режиссера, ему не достает. Дело касается фильмов, в поле зрения которых неблагополучные семьи или отдельно взятые люди из таких семей. Например, в кинокартине «Кричи тихо, а то услышат соседи», повествующей о домашнем насилии, немало тяжелых для восприятия эпизодов. Кричащие, а скорее вопящие дети не раз вынуждали Уайта «включать циника», дабы не позволить сочувствию и жалости захватить душу художника. Здесь, по мнению Майкла, важна и необходима некоторая абстрагированность от происходящего, иначе работа превращается в мучение.
Несмотря на то, что режиссеру приходилось снимать совершенно разных людей со сложными судьбами, работа над фильмом «Нет любви сильнее» об укладе жизни лондонских монахинь кардинально отличалась от предыдущих. Сначала в течение долгого времени он не мог добиться разрешения на съемку в монастыре Ноттинг-Хилла. Спустя десяток лет желание рассказать о жизни и быте служительниц в конце концов было удовлетворено. Впрочем, на этом все трудности только начались. «Мне запретили работать вместе со съемочной группой. Разрешение на посещение монастыря было только у меня. И что мне оставалось? Я расставил по всей территории камеры и включил запись, но сестры намеренно обходили стороной эти чуждые им застывшие зрачки. Но через некоторое время одна из служительниц мелькнула в кадре, а вскоре и остальные стали не обращать внимание на камеры. Какой бы странной ни казалась нам реакция монахинь на современные гаджеты, она вполне оправдана: только подумайте, у них там нет ни телевизора, ни интернета. Они очень редко покидают свой дом, с целью, например, сходить к зубному или другому врачу. В основном же сестры, помимо молитв и богослужений, занимаются приготовлением пищи или работой в саду», - увлеченно рассказывает Майкл.
Учитывая, что режиссер собирается посвятить теме веры сразу три кинокартины, объединенные в трилогию, не может не удивить тот факт, что сам он не католик, и, по большому счету, человек далекий от религии. Уайт признается, что ему искренне интересна роль веры в жизни человека: «Очень многие посвящают себя церкви, и это приносит им только положительные эмоции. Мне попросту любопытно разобраться в этом».
Работу над третей частью кинотрилогии художник записывает себе в планы на будущее, которые сложно назвать определенными. Помимо фильма о вере, Уайт также думает о том, чтобы заняться документальной кинолентой, посвященной теме джаза. А под занавес длительной беседы режиссер делится с российской публикой откровением: «Часто я думаю: «Ну на этот раз я обязательно сниму великий фильм. Но этого не происходит. Сейчас, кстати, у меня в голове снова эти же мысли. Надеюсь, у меня есть в запасе еще лет 20-30, которые я постараюсь использовать на создание чего-то великого».