«Мад»: С верой в Любовь.
Наш раздел «Ретроспектива», не ограничивается только лишь кинопродукцией прошлых десятилетий, но также имеет негласный подраздел «Ретро<ПЕР>спектива», который освещает относительно свежее кино, по тем или иным причинам недошедшее до массового зрителя. Сегодня у нас есть такой «перспективный» объект – это фильм «Мад» режиссера Джеффа Николса с Мэттью МакКонахи в главной роли.
Несмотря на довольно разную ментальность характеров русского человека и американца, в жизни каждого из них можно найти много общего. Взять, например, обитателей глухой американской провинции: местные жители перебиваются на случайных заработках, жены ненавидят своих пьющих мужей, молодежь не знает никаких развлечений, кроме еженощных посиделок – параллели с российской провинцией возникают сами по себе. Вот именно в таком городке и "повезло" жить двум жаждущим приключений подросткам – Эллису и Некбоуну.
Во время прогулки по отдаленному острову на реке Миссисипи ребята обнаруживают на нем бродягу Мада, у которого нет ничего, кроме его «счастливой» рубашки, пистолета и любви к некоей особе по имени Джунипер. Ребята откликаются на просьбы Мада помочь ему, правда, каждый по своим собственным, в силу характера, мотивам (материалист Некбоун - более спокойный и осторожный, Эллис - гиперэмоциональный и разглядевший в Маде родственную душу, верящую в истинную любовь, которой так не хватает самому мальчику). Так ребята оказываются втянуты в опасную авантюру при этом не зная, все ли в рассказах их нового знакомого является правдой.
Фильм не зря имеет столь метафорическое название (Mud (англ.) – глина, грязь). Это слово словно пронизывает картину насквозь. Болотистая местность. Имя грязного бродяги, которого вот таким «вылепила» жизнь. Мечущаяся душа его подруги. Юные герои, личностям которых еще предстоит окончательно сформироваться, в том числе и под влиянием событий фильма. Трясина мести, которая затягивает отрицательных персонажей картины. А также шанс, что, когда старая жизнь будет разрушена, подобно ветхому дому на берегу реки, можно будет начать новую жизнь. И что на этот раз из нее получиться «вылепить» нечто стоящее.
У Джеффа Николса это всего лишь третий фильм, но стартовал этот кинодеятель довольно мощно. Сначала были «Крутые стволы» про междоусобицу в небольшом городке, после – покорившее Канны «Укрытие» и, наконец, «Мад», также участвовавший в конкурсной программе Канн. Во всех своих фильмах режиссер неизменно снимает своего любимого актера Майкла Шеннона, но в этом фильме актер не смог сыграть главную роль, ограничившись появлением в нескольких эпизодах.
На главную роль Николс решил пригласить Мэттью МакКонахи, которого приметил еще после его роли в фильме «Звезда Шерифа». Выбор оказался весьма удачным, потому что Шеннон со своим демоническим лицом явно напугал бы юных героев фильма и его дружба с ними выглядела бы не столь правдоподобно. Увидев МакКонахи в роли Мада, режиссер Кристофер Нолан решил пригласить актера в свой «Интерстеллар», гремящий сейчас во всех кинотеатрах. Такое решение неудивительно – хотя у актера экранное время занимает лишь половину от общего хронометража картины, при появлении в кадре он неизменно перетягивает все внимание на себя. Сам же актер считает «Мада» своим лучшим фильмом.
При просмотре «Мада» начинает невольно казаться, что перед тобой осовремененная версия приключений Тома Сойера и Гекльберри Финна писателя Марка Твена, в котором два юных героя также искали приключения в городе на берегах Миссисипи. Режиссер и автор сценария Джефф Николс в интервью и не отрицал, что черпал вдохновения именно из этих литературных произведений, только хотел сделать свою работу в духе фильмов Сэма Пекинпы, поэтому в помощниках у героев оказывается старый снайпер, а противостоять им придется целой банде вооруженных головорезов.
Надо сказать, что задуманное удалось режиссеру лишь отчасти – он действительно развивает сюжет в сторону жесткой драмы, в которой трагический конец, казалось бы неизбежен. Но вместо того, чтобы оставить фильму явно наметившийся «открытый финал», в котором неясны дальнейшие судьбы героев, автор последними кадрами ставит жирную точку в повествовании и превращает свою драму в слегка наивную сказку, приводящую зрителя в состояние душевной экзальтации. Но, наверное, это неплохо, ведь произведения Марка Твена и были такими.
Текст: Денис Зуев