Текст: Яна Чичина
Какая она, судьба человека?
30 октября в Молодежном Театре на Фонтанке состоялась премьера спектакля «Наш городок». А 29-го октября прошел генеральный прогон или «показ для пап и мам», как сказал режиссер театра Э.Я.Спивак. Режиссер предупредил, что это первый выход актеров на зрителя, и попросил относиться с пониманием – не судить строго.
А строго судить и не пришлось. Спектакль получился атмосферным, не перегруженным, хотя довольно долгим. И это понятно – темы, которые поднимает режиссер Сергей Морозов, за час-полтора не проведешь. А говорит спектакль о жизни и смерти. В центре спектакля - рассказчик или философ, а может быть и просто человек, который читает пьесу и, откладывая книгу, размышляет о судьбе человека.
История маленького американского городка точно создается рассказчиком на наших глазах. Сам по себе сюжет довольно прост - один двор с двумя похожими семьями, повседневная жизнь этих семей и история отношений двух подростков: подающего надежды бейсболиста и девочки-заучки. Узнаваемый мелодраматический сюжет, легкость в исполнении, насыщенность комедийными моментами и свадьба в финале – такой была бы история городка без присутствия в ней рассказчика.
Он просит артистов выйти на сцену, после каждой сцены говорит им: "Спасибо, хватит", точно режиссер на репетиции. В каком пространстве он существует – непонятно, настолько часто он совершает переходы из мира персонажей, в зал театра и наоборот. В начале спектакля он, точно конферансье, просит зрителей выключить мобильные и тут же начинает обрисовывать будущую историю, обращаясь непосредственно к публике. За его рассказами незаметно погасили свет в зрительном зале, шумной гурьбой высыпали на сцену актеры. И теперь он уже не в нашем мире, а в мире их городка. Он как невидимый пришелец из будущего (современной одеждой он явно выделяется на фоне остальных артистов, одетых в стиле начала 20-го века), ходит вокруг них, открыто следя за каждой сценой.
В его власти остановить сюжет и рассказать о том, что с каждым героем случится в будущем. Причем все персонажи его слышат и даже реагируют на его комментарии. Он будто бы контролирует действие, стараясь оставить историю в каких-то определенных рамках. Так, например, в сценах с поцелуями, непосредственно до поцелуя дело не доходит. Возникшие точно по повелению рассказчика звук щелчка фотоаппарата и вспышка, озаряющая сцену, заставляют героев застыть. И сцена на мгновение превращается в фотографию.
Судьбы жителей городка в спектакле Спивака – это лишь фон или отправная точка для размышлений рассказчика. В начале спектакля он говорит о неизменной человеческой судьбе - повседневность, свадьба, смерть. Именно так и будут называться три части спектакля. Рассказчик, следя за историей, постоянно возвращается к мысли, что людям свойственно создавать пары. Он смотрит на историю Джорджа (Константин Дунаевский) и Эмили (Эмилия Спивак) точно сквозь увеличительное стекло, пытаясь разобраться - зачем и почему они оказались вместе? Это прямая отсылка к автору пьесы (Торнтон Уайлдер) - убежденному философу-экзистенциалисту, желающему понять смысл всех явлений и отношений.
Рассказчик пытается постичь не только тягу людей друг к другу, но и смерть. И именно эта третья часть спектакля оказывается наиболее неожиданной. Беззаботность, радость и задорные танцы первых двух частей испаряются. На смену им приходит печать грусти и страха. Персонажи умирают один за другим, и возникает еще один мир – мир мертвых. Умирает и Эмили. Рассказчик и тут выступает протагонистом, проводя Эмили из одного мира в другой. Она для него снова как материал для рассуждений. Он предлагает Эмили выбрать любой день, в который она может вернуться, и переносит ее в ее 12-й день рождения. Она смотрит на свою жизнь со стороны и только так замечает, как прекрасна жизнь, как красива ее мама, как добры люди вокруг. Так может в этом и есть смысл смерти - человек ценит лишь то, что потерял, и никак иначе.
Спектакль по своему оформлению – белые металлические каркасы-решетки, обозначающие дома, бумажные цветы вместо сада, картонная лошадь и яркая бутафория - напоминает кукольный дом. А персонажи в светлых белых платьях и костюмах - точно ожившие фарфоровые куклы. В них и играет рассказчик, рассматривая их, ими руководит. Глядя на этих оживших кукол, он пытается «докопаться» до сути – ответить на главный вопрос: в чем же смысл жизни. В какой-то степени у него это получается, а в какой-то вопрос остается висеть в воздухе, заставляя каждого зрителя самому подобрать ответ.