Текст: Мария Комогорова
«Как меня зовут»: Сказка о потерянном детстве
На сегодняшний день в арт-хаусной режиссерской среде происходит нечто вроде демографического всплеска — в особенности среди представительниц женского пола. В конце ноября россиянам представится возможность наблюдать рождение очередного режиссера полного метра — Нигины Сайфуллаевой, чья первая полнометражная лента «Как меня зовут», получившая ранее награду за «легкое дыхание и художественную целостность» на Кинотавре-2014, выходит в широкий прокат.
В центре внимания автора стоит проблема отцов и детей, уже около века не сходящая с мировых киноэкранов и по сей день не теряющая своей актуальности. Находить новые ракурсы теме о взаимоотношениях поколений не так уж и просто, однако режиссер, пойдя на поводу злободневности, создала камерную и вполне реалистичную историю а-ля дочки-матери.
Завязка фильма может показаться комичной. Она зиждется на нелепой шутке двух 17-ти летних подруг, приехавших летом в Крым, чтобы познакомится с отцом одной из них — скромной и спокойной Оли. В силу своей неуверенности она соглашается на спонтанное предложение подруги Саши поменяться ролями. Саша представляется новому папе Олей, Оля — её подружкой. Вскоре, однако, безобидный розыгрыш принимает неожиданный оборот, в считанные дни расправившийся с детством девчонок и бросивший их в самое пекло взрослой жизни.
Психологическая драма разыгрывается между тремя героями. Одинокий родитель впервые сталкивается со вздорной дочерней любовью, девочки — со скупой отцовской. Ни один из них не знает, что с этими чувствами делать и в какое русло их направить. Попытки построить отношения между псевдо-дочерью и отцом, граничащие с инцестом (ноги этой идеи растут из короткометражки Сайфуллаевой «Шиповник»), плавно и логично перетекают в охлаждение дружбы девочек и дополняются немногочисленными, но меткими диалогами «настоящей» Оли и папы.
На репликах, к слову, следовало бы остановится — до того они живые и естественные. Сценаристом ленты выступила Любовь Мульменко, написавшая сценарии двум другим собратьям по Кинотавру («Еще один год» и «Комбинат «Надежда»»). По словам драматурга, обычно ее привлекают к написанию сцен в качестве эксперта по ругательствам; однако в фильме Сайфуллаевой места мату не нашлось.
Но реалистичности, равно как и прямоты, в картине от этого ничуть не убавилось. Необходимый эмоциональный окрас и нарастающее напряжение и без того блестяще переданы благодаря крупным планам персонажей, нескольким весьма откровенным сценам и неуютным морским пейзажам.
Эволюция персонажей, однако, под большим вопросом: в частности, в контексте превращения скромной Оли в развязную девку это скорее «эволюция наоборот». Увы, это процесс неправдоподобен — и дело тут не в непрофессионализме актрисы (девушку сыграла Марина Васильева). Поводом обвинения в неубедительности служит скорее пробел в фабуле и ненамеренное смещение психологического акцента на двух других персонажей, оставившее героиню Васильевой как бы на обочине.
У Саши (Александра Бортич) и отца (Константин Лавроненко) ярче как характеры, так и игра. Впрочем, безупречное вживание Лавроненко в образ скрытного и жесткого родителя совсем неудивительно — мы уже наблюдали актера в этой ипостаси (речь, разумеется, о «Возвращении» Андрея Звягинцева). А вот Александра Бортич стала открытием российского кинематографа, и сметливые кинодеятели уже пригласили ее в ряд ожидаемых отечественных проектов.
Кино, как известно, не панацея, и немудрено, что множество поставленных ребром вопросов в развязке ответов не находят — хотя, если верить словам автора, они подразумеваются. Однако несмотря на проблематику, в "Как меня зовут" отсутствует всякое давление на зрителя, — лента пронизана скорее светлой, нежели мрачной гаммой чувств.