Всем известно утверждение, что человек – царь зверей. Некоторые понимают эту фразу на столько буквально, что теряют свою человечность. И забывают, что у животных тоже есть чувства. А некоторые из них куда умнее ряда людей. В рамках фестиваля чешского кино в кинотеатре гостиницы «Англетер» был показан фильм Мартина Дуба «Белла Миа», названный в честь главной героини – коровы Беллы. Сценарий написан по рассказу Марека Эпштейна и основан на реальных событиях.
Действие фильма разворачивается в Чехии, на маленькой ферме и в ее окрестностях. Местный ветеринар Витек подозревает, что стадо коров пана Паздеро, хозяина фермы, заражено коровьим бешенством. Поэтому коров необходимо убить. Паздеро хоть и уверен, что скот его здоров, смиряется с необходимостью их истребления. Чего нельзя сказать о стаде. Под предводительством коровы Беллы стадо, состоящее из 5 коров, сбегает с фермы. И за беглянками начинается настоящая охота.
Но преследование коров – не единственная сюжетная линия фильма. За полтора часа зритель получает полный набор страстей. У пана Паздеро есть двое детей-подростков. Он воспитывает их один, т.к. жена сбежала от него. Старшая дочь, Мила, влюблена в местного «айболита»Витека, и сама мечтает пойти учиться на ветеринара. Как позже выясняется, влюблённость её взаимна, и у неё закручивается нежный роман с молодым доктором. Младший сын пана Паздеры, Ян, ещё школьник. Он очень любит питомцев отцовской фермы, и, похоже, больше всех переживает о судьбе сбежавшего стада. А корова Белла так вообще – его любимица. У Яна на шее болтается специальный свисток, на звук которого периодически приходит Белла и её рогатые соплеменницы – «пообщаться» с Яном и Милой.
На ферме работает очаровательная парочка: сыровар Саша – женщина лет за 40, и очень интересный дяденька Братислав. Братиславу, пожалуй, около 55-60 лет. Он смотрит на всё происходящие с философским спокойствием и мудрой полуулыбкой. Пока все суетятся, он ест галлюциногенные грибы, курит траву, делает дома самогон и рассматривает психоделическое изображение у себя на стене в комнате. Сам хозяин фермы, пан Паздеро, мужчина со скорбным выражением лица, довольно нервный, но в целом – добрый человек. Вообще, он надеется, что его дочь Мила станет бухгалтером и будет вести его денежные дела. Но случай сводит его с очаровательной женщиной по имени Линда. У Линды свой бизнес, с которым она отлично справляется сама, что приводит пана Паздеро в восторг, и он предлагает своей новой знакомой также вести и бухгалтерию его фермы. Позднее их взаимная симпатия перерастает в нечто большее.
И всё бы было гладко, но у Линды есть другой воздыхатель – грубый, узколобый солдафон Гадек, который, собственно изначально и затеял охоту на сбежавших коров. Гадек гордится уровнем своей физической подготовки, тем, что служил в армии и вообще, так сказать, культивирует в себе «настоящего мужика». Он буквально преследует Линду, поджидая её, как охотник поджидает добычу. Когда же Линда делает очевидный выбор не в пользу Гадека, тот буквально слетает с катушек. Он и до этого считал крайне важным перестрелять всех сбежавших коров пана Паздеры. Теперь же охота на стадо становится для него делом чести. Если, конечно, возможно использовать слово «честь» в контексте такого человека.
Вся эта история начинается летом. Стадо укрывается в лесу, и без проблем находит себе пропитание. Но вот одну из коров убивают. Коровы приходят на ферму – навестить оставшегося там бычка, возлюбленного Беллы. И в итоге он ломает загон и уходит вслед за своей рогатой красавицей.
В стрессовых ситуациях люди, как правило, раскрываются, показывая свою истинную сущность. Гадек подбивает мужское население округи устроить облаву на беглецов. Вместе с охотниками едет ветеринар Витек. Он случайно набредает на коров, и это очень трогательный момент. Белла и Витек смотрят друг другу в глаза…и Витек решается помочь бурёнкам, а заодно и пану Паздеро, у которого могут быть крупные неприятности из-за «больного» скота. Он срезает с их ушей ярко-жёлтые бирки с идентификационными номерами, и теперь коровы как бы ничьи, да и не так заметны в лесу.
Наступает осень и сезон дождей, но беглянки приспосабливаются жить без укрытия. Да и осенью, в общем, тоже вполне можно найти себе пищу. Но наступает зима. Есть становится нечего, отстрел коров продолжается. Стадо находит заброшенный домик, в котором хоть как-то можно укрыться от ветра. Но всё же однажды утром беглецы находят своего быка в снегу замёрзшим насмерть. Оставшиеся в живых три коровы снова тайком приходят на ферму – с молчаливой просьбой о помощи. Дети пана Паздеры и Витек начинают их подкармливать, тщательно скрывая это от хозяина фермы. Вскоре к ним присоединяется Линда. Таким образом стаду удаётся пережить зиму. Попутно выясняется, что стадо всё же было здорово.
Но Гадек не дремлет, вскоре его выстрелы настигают ещё двух соплеменниц Беллы, и она вновь возвращается на ферму – уже непосредственно к пану Паздеро. Обитатели фермы обрадованы и удивлены – выясняется, что Белла пришла на ферму, чтобы отелиться.
Наступает кульминация всей истории. Совсем обезумивший от ревности и желания самоутвердиться за счёт несчастных животных, Гадек выслеживает Беллу с телёнком. Прежде чем обитатели фермы успевают вмешаться, гремит выстрел. Но у этой истории счастливый финал. Рана Беллы не смертельна, Витек вовремя оказывает новоиспеченной мамочке необходимую помощь, и Белла с телёнком уходят в лес. Ведь он теперь стал их домом. А Линда вынуждает Гадека оставить преследование: иначе все узнают, что в армии он был всего лишь кладовщиком, да ещё и консервы воровал. Так что вся эта закрученная история в последний момент разрешилась хэппи-эндом.Стоит отметить, что режиссер Мартин Дуба выступил так же в роли сценариста и оператора. И во всех трёх аспектах был на высоте. Помимо отличного юмора и прекрасной игры актёров, зрители могли насладиться чудесными видами чешской природы, а периодически и довольно интересными ракурсами съёмки. Конечно, фильм «Белла Миа» получился слегка наивным, но, безусловно, красивым и добрым. Да и нам, людям, полезно периодически напоминать о том, что не у одних нас есть чувства, и что порою животные человечнее ряда людей.
Текст Чайка Чурсина