8 ноября в рамках фестиваля «Новое британское кино» в кинотеатре «Аврора» показали документальный фильм «В поисках света: Джейн Боун» режиссеров Люка Додда и Майкла Уайта.
Фильмы-портреты являются одним из самых популярных направлений в жанре документального кино. О фотографах за последнее десятилетие было снято несколько таких работ, в том числе «Энни Лейбовиц. Жизнь, увиденная через объектив» (2006), «Рок-н-ролл в объективе: Фотографии Боба Груэна» (2011) и другие.
В этом году режиссеры Люк Додд и Майкл Уайт сняли фильм о Джейн Боун, известном британском фотографе, фотокорреспонденте газеты The Observer, человеке, взглянувшем через свой объектив на сотни исторических личностей от Уинстона Черчилля до «Битлов», от Сэмюэля Беккета до королевы Елизаветы II.
Биография этой миниатюрной англичанки не может не вырвать вздоха удивления: она служила в британской армии в годы Второй мировой войны, где занималась топографической съемкой, затем всерьез увлеклась портретной съемкой и вскоре устроилась фотокорреспондентом в The Observer. С фотокамерой, купленной на одолженные тетушкой 50 фунтов, Джейн Боун прошла через всю свою жизнь, легко находя общий язык со своими «моделями», запоминаясь им своей располагающей манерой работать.
Первая самостоятельная фотография Боун, на которой был изображен коровий глаз, привела в восторг ее преподавателя. Первым портретом известной личности, снятым ею для своей газеты, был портрет Бертрана Рассела, силой и точностью которого в свое время все были восхищены. The Observer приобрел в свой штат талантливого профессионала с твердой рукой, маскировавшегося под домохозяйку с фотоаппаратом, у которой в сумке из всего оборудования была только настольная лампа на случай плохой освещенности, и для которой идеальной комбинацией выдержки и диафрагмы были 60 на 2.8.
Что касается самого фильма, то он не отличается какими-то особенными художественными изысками или режиссерскими ходами. Снят он как хороший документальный портрет человека.
Возможно, в своем фильме авторы хотели передать то настроение, что пронизывало всю профессиональную деятельность Боун. На протяжении всей жизни она снимала только портреты и только в черно-белом цвете. Так и в фильме мы видим, пусть в цвете, но одних только людей – друзей, коллег, родных Боун – их лица, их руки, их взгляды; и именно с их слов, по их воспоминаниям в голове у зрителя создается четкий образ героини фильма.
«В поисках света» не отяжелен ни оригинальной музыкальной дорожкой, ни фрагментами из хитов тех исполнителей, на которых Джейн Боун смотрела сквозь свой объектив. Фотография – это молчаливое искусство, и именно так – молча – взирают на нас со слайдов на экране лица, символизировавшие собой различные главы в истории 20-го века.
На сайте британской газеты The Guardian этот фильм советуют посмотреть авторы еженедельной рубрики о кино, «которое нельзя пропустить». Они подчеркивают двойной смысл, скрытый в названии. С одной стороны, работа Джейн Боун была связана с постановкой освещения, но с другой – Боун всегда искала в своих моделях откровения, она хотела «выявить» человека.
Об этом упоминает и один из ее коллег, вместе с которым они часто брали интервью для The Observer. С улыбкой рассказывает он о том, как Боун при знакомстве с тем или иным интервьюируемым разглядывала его со всех сторон, и будто бы отыскав его, наконец, произносила: «А, вот вы где!».
Фильм заканчивается на меланхоличной ноте – перед нами почти девяностолетняя женщина, прошагавшая сквозь целый век со старенькой фотокамерой на шее, сравнивающая себя с посылкой, которая все шла и шла, от одних людей к другим, и вот, наконец, пришла: «видите, обертка уже вся потрепанная». Но в глазах ее узнаваем прежний азарт к любимому делу, когда она признается: «Всякий раз, когда я делала снимок, я была счастлива».
Текст Дина Шадиева