"Как никогда" - фильм режиссера Зденека Тыца, представленный в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля нового чешского кино "CZECH IN". Фильм был снят в прошлом году и получил высокие оценки критиков у себя на родине.
Сюжет картины нельзя назвать особо динамичным. Впрочем, здесь он совсем не главный. Картина открывается чудесными видами природы: главные герои идут по полю и собирают дикую вишню. Мужчина тяжело садится на землю и делает наброски в блокноте. Постепенно зритель узнает, что это Владимир, или, как его все зовут, Владя (Иржи Шмицер). У Владимира рак в ремиссии. Он художник, но уже почти не рисует, только в особенные моменты.
Весь сюжет картины построен вокруг его ухода из жизни. Но это фильм не о безысходности смерти. Режиссер стремится показать, насколько важны в такие моменты человеческие отношения.
С Владей живет Карла (Петра Шпалкова). Она его любит, но ей становится все сложнее терпеть его капризы и грубости. Эта роль была написана специально для Петры Шпалковой. Играет она бесподобно: хочется ей постоянно сопереживать, все ее поступки, даже не самые благоразумные выглядят настолько естественными, что даже не понимаешь, как могло быть иначе.
Второй женский персонаж — это Яруна, или Ярка. Когда-то она была любовницей Владимира. Никаких серьезных отношений — только встречи в школе, где он работал, а она водила туда сына, в классах и его каморке. Теперь Яруна добровольно каждый день приезжает в дом, где живет мужчина, которого она когда-то любила. Она сиделка, помогает с лечением и параллельно берет на себя все обязанности домохозяйки: готовит любимый яблочный штрудель Влади, убирает, кормит его.
Отношения героинь натянуты. Сперва они держатся только на теплых чувствах к герою. Однако в какой-то момент конфликт разрешается сам собой: выпили, поговорили, все выяснили. Зачем им это нужно? Как все стерпеть и пережить?
После просмотра режиссер рассказал зрителям, что в этой картине хотел показать всю силу женщин, насколько они лучше мужчин: готовы жертвовать многим, терпеть лишения ради общего блага.
По сюжету у Влади есть сын, Томаш. Когда художник попадает в больницу, только он может легально его оттуда вызволить. Он помогает женщинам и сам приезжает в этот дом вместе со своей девушкой — будущей женой. Но отношения отца и сына никак не налаживаются: один не может простить уход из семьи, другой не готов извиняться и вести себя сдержаннее. Герой Иржи Шмицера постоянно грубит, швыряет вещи, в одном из эпизодов даже рвет свою собственную картину, считая ее негодной, плохой. Но можно увидеть, что под этой маской, под этим первым слоем человеческой натуры, скрывается другой, прекрасный Владя.
"Язык фильма не должен быть слишком прямым, простым, - замечает Зденек Тыц, - умный зритель видит, что этот герой, художник, когда он был моложе, он имел свой шарм". Об этом же говорит герою и Карла: "Я знаю, почему я с тобой. У тебя внутри есть бриллиант, хоть ты и пытаешься его спрятать".
Тема смерти тесно переплетается с темой любви, отношений в семье, хотя это достаточно странная семья. При этом в картине много веселых моментов, над которыми можно смеяться даже на фоне общей безысходности.
"Я обещал Карле умереть до конца каникул, чтобы она успела к школе. Надо торопиться", - говорит Владя. Таким легким цинизмом пронизаны многие реплики.
Даже в самом конце, когда герой уже умер, и две женщины плачут друг у друга на плечах, зрителей обуревают смешанные чувства - грусть и облегчение. Многие не сдерживали слез. Так же и героини: они были готовы к тому что случится, но теперь все будет по-другому.
Текст Марина Теущакова