Текст: Мария Назарова
Третья половина: «Матч смерти» по-македонски
Фестиваль европейского кино West Wind не один день радовал столичных зрителей показами лент, широко известных у себя на родине, но ранее так и не дошедших до далекой России. 18 октября прошла премьера «Третьей половины» («Treto poluvreme») македонского режиссера Дарко Митревски. Фильм вызвал такую шумиху у себя на родине, что вопрос о нем поднимался даже в Европейском парламенте, а пользователи YouTube окрестили его «антиболгарским».
Мы мало что слышали о режиссере Дарко Митревски, но из списка его работ все же можно выделить фильм «Бан-Кан-Кан», завоевавший на Московском международном кинофестивале в 2005 году особый приз Гильдии киноведов и кинокритиков. И вот в 2012-м на Международном кинофестивале братьев Манаки (Битол, Македония) была представлена «Третья половина» Митревски — совместное производство Македонии, Чехии и Сербии. Съемки поддержала не только правительство Македонии, но и Македонское еврейское сообщество и Государственный фонд Чехии.
Впоследствии балканская пресса писала о том, что политические отношения между соседями — болгарами и македонцами — сильно испортились после кинофестиваля. Конечно, и тут не обошлось без политики, иначе зачем правительство Македонии выделило 1 миллион евро на производство фильма, посвященного — внезапно — футболу?
Речь в «Третьей половине» идет о периоде конца 30-х – начала 40-х годов прошлого века, когда страны Оси — военный союз Германии, Италии, Болгарии и других стран — вторглись на территорию Югославии. В фильме совмещены три сюжетные линии: история футбольной команды, геноцид македонских евреев и, конечно, любовная линия. Фильм основан на реальных событиях, и, чтобы лучше понять замысел режиссера, нам придется совершить небольшой экскурс в прошлое.
Итак, конец 30-х годов, Вардарская бановина — одна из провинций Югославии (ныне — территория современной Македонии, Южной Сербии и Юго-Восточного Косово и Метохии), город Скопье. Здесь тренируется футбольная команда «Гpaѓaнcки Cкoпje», показывающая неплохие результаты в ходе соревнований Первой Лиги Югославии.
Сюжет киноленты берет свое начало с 1941 года, когда страны-союзницы Германии оккупируют и делят между собой Вардарскую бановину. Футбольная команда переформируется в ФК «Македония Скопье». Смена названия, однако, не идет на пользу качеству игры — «Македония» проигрывают один матч за другим. Наконец, президент клуба решает пригласить известного прусского тренера Рудольфа Шпица. Именно он и взваливает на себя бремя тренировать горе-спортсменов.
Времени на подготовку не так много — грядет Чемпионат Болгарии по футболу, а тут, как назло, один из игроков, Коста, влюбляется в Ребекку, дочку богатого местного бизнесмена Рафаэля Коэна, первую красавицу всего Скопье. Здесь начинается любовная линия — история македонских Ромео и Джульетты. Роли Косты и Ребекки исполняют молодые актеры Сашко Коцев и Катарина Ивановска, а вот Рафаэль запомнится нам мастерской игрой Раде Шербеджия, исполнившего небольшие роли в «Гарри Поттере», «Аббатстве Даунтон» и, наконец, сыгравшего Бориса в «Большом куше».
С появлением Коэнов в фильме связана третья, самая драматическая, линия «Третьей половины». Страны нацистского блока, естественно, не просто заняли территорию современной Македонии: в феврале 1943 года Германия и Болгария подписали соглашение о депортации македонских евреев в концлагеря Польши. В Скопье началась «чистка», под которую попало 98% еврейского населения Македонии. По сюжету фильма, старшего Коэна также лишают собственности и вместе с другими 11 000 македонских евреев ссылают в лагерь смерти Треблинка. К слову, прототипом дочери Коэна Ребекки стала македонка Нэта Коэн — одна из тех немногих, кто пережил Холокост.
Эти трагично показанные события вызвали волну негодования со стороны представителей Болгарии в Европейском парламенте: фильм охарактеризовали как «попытку манипулировать балканской историей» и осудили за «разжигание межнациональной розни», ведь это якобы дела давно минувших дней, и болгары вовсе не уничтожали македонских евреев, а спасали их от депортации. Тут вмешались режиссер Дарко Митревски и македонское правительство, опровергнув обвинение и уличив болгар в отрицании Холокоста. Однако европейский комитет решил не вмешиваться в спор двух соседей. На том и порешили.
Бесспорно, тема Холокоста поднималась не в одном десятке фильмов, но в «Третьей половине» есть аллюзии и на другие известные мировые киноленты. Снова возвращаясь к истории, нельзя не вспомнить трагично известный «Матч смерти», состоявшийся в 1942 году в оккупированном Киеве между немецкой командой «Люфтваффе» и командой советских военнопленных. Игра окончилась со счетом 5:3 — не в пользу немцев. Вскоре после матча некоторые из игроков советской команды были убиты в концлагерях.
В 1962 году, спустя 20 лет, вышел советский фильм «Третий тайм», посвященный этим событиям. А по прошествии уже 70 лет, в 2012-м, состоялась премьера «Матча» Андрея Малюкова, в котором главную роль исполнил Сергей Безруков. Не стоит забывать и о фильме «Победа» (1981) голливудского режиссера Джона Хьюстона — увы, фильм провалился в прокате, несмотря на прекрасный актерский состав (Сильвестр Сталлоне, Майкл Кейн, Пеле).
В чем-то футбольная ветвь сюжета фильма повторяет историю «Матча смерти». Клуб «Македония», натренированный талантливым Шпицем, борется за первое место в болгарской футбольной лиге, им предстоит последний матч. Их соперником становится «Левски» — болгарский футбольный клуб, фаворит нацистского правительства. Перед тренером и командой встает нелегкий выбор: играть в полную силу и тем самым опозорить соперников-оккупантов или же поддаться, проиграть самим, но избежать возможного наказания. Решающая игра — самый захватывающий эпизод фильма: зрители вместе с тренером Шпицем буквально держат кулаки за победу «Македонии».
Фильм «Третья половина» должен стать приятным открытием для российской публики. Он поистине всеобъемлющ и красочен: можно и смеяться и плакать, наслаждаться игрой молодых и опытных актеров, негодовать от бесчинств и ужасов войны. Лента длится почти два часа, поэтому хронометраж позволит насладиться всем этим в полной мере.