Судья: Защитить Его Честь
В кинотеатрах продолжается прокат американской драмы «Судья» режиссера Дэвида Добкина. В фильме заняты такие звезды как Роберт Дауни-мл. и Роберт Дювалл, которым отведены ведущие роли, а также Вера Фармига, Билли Боб Торнтон и Винсент Д'Онофрио. На первый взгляд может показаться, что посетителей кинотеатра ожидает очередное кино про долгие судебные разбирательства с примесью извечного конфликта «отцов и детей», но на самом деле это кино не столь поверхностно. Что же интересного, кроме своего «звездного» каста, может предложить зрителю эта лента, определенно заслуживающая внимания?
Главный герой Хэнк Палмер – беспринципный юрист, ведущий адвокатскую практику и никогда не проигрывающий дел в суде, этакий «адвокат дьявола», заведомо знающий о виновности своих клиентов, но не терзаемый совестью из за этих обстоятельств. Пресловутая «американская мечта» вроде бы сбылась – большой шикарный дом, красавица-жена и маленькая дочка. Пока однажды размеренную жизнь героя не омрачает новость из его родного города о смерти матери.
Хэнку приходится ехать в ненавистный ему провинциальный городок, в котором он не был уже больше двадцати лет. Здесь-то и открываются все причины такой неприязни к своей родине, связанные, по большей части, с семьей героя. Жизнь двух его братьев откровенно не сложилась – один имеет проблемы с психикой, а второй – автослесарь без перспектив на будущее. Но самая главная проблема заключается в давней обиде, которую держат друг на друга Хэнк и его отец Джозеф, полная противоположность богатого адвоката. Джозеф Палмер – принципиальный судья, твердо следующий букве закона и именно из-за него совершил свое “бегство” из родного городка герой Роберта Дауни. Но бежал ли он от отца, от жизни в провинциальном городке или самого себя? Зрителю открываются не самые лицеприятные тайны прошлого, да и нынешняя жизнь героя, скрывающаяся за глянцевым фасадом, оказывается вовсе не так проста и беззаботна.
Ситуация меняется, когда, по иронии судьбы, судья сам оказывается на скамье подсудимых, подозреваемый в преднамеренном убийстве человека. Естественно, такой блестящий адвокат как Хэнк не мог не взяться за защиту своего отца, несмотря на старые обиды. Дело будет непростое – несносный старик никак не дает построить сильную линию защиты , а со стороны обвинения в город прибывает давний соперник адвоката. Главному герою предстоит нелегкий путь примирения с отцом и осознания ошибок прошлого, пока будет идти этот судебный процесс. Сам процесс, к слову, занимает не очень много экранного времени, а в итоге даже подробности преступления оказываются не столь важны ни для героев, ни для зрителя.
С первых кадров обращаешь внимание, что изображение у фильма не совсем современное, отличается некоей зернистостью и теплой палитрой цветов, словно смотришь фильм 80-90-ых годов прошлого века. Ощущения не обманывают – создатели фильма изначально решили отказаться от съемок на цифровые носители и сняли большу́ю часть фильма на пленку. Поэтому, когда герой-адвокат попадает в родной городок, где время вроде бы остановилось и последние 20 лет ничего не менялось, зритель в зале имеет возможность более глубоко окунуться в эту атмосферу. С фильмом «Судья» комедиограф Дэвид Добкин зашел на территорию мелодрам, до этого им не освоенную. Нельзя сказать, что этот опыт дался режиссеру с абсолютным успехом.
С одной стороны, кино изо всех сил пытается быть серьезным, а более чем двухчасовой хронометраж и излишне детальная визуализация некоторых моментов указывают зрителю, что попали они далеко не на развлекательный сеанс. Прибавить к указанному выше изумительный актерский ансамбль, занятый в фильме – и вполне мог бы получиться вероятный номинант на награду киноакадемии. Особенно стоит отметить тандем Роберта Дауни и Роберта Дювалла, играющего отца-судью, очень органично вошедшего в образ. Представить на его месте другого актера просто невозможно, хотя известно, что изначально эту роль предлагали Джеку Николсону.
С другой стороны, ироничные и ситуационные шуточки, периодически проскальзывающие по ходу действия, настроиться на «серьезный лад» никак не позволяют. Роберт Дауни как всегда неподражаем, но порой кажется, что он чуть ли не копирует своего же персонажа Тони Старка, в дорогом костюме сыплющем остротами с экрана.
Вот так и балансирует кино между двух огней, не проводя четкой грани между драмой и трагикомедией и несколько дезориентируя зрителя: для серьезного кино слишком легко, а для легкого фильма, наоборот, слишком серьезно. Но, возможно, именно в такой форме и следует преподносить современной публике абсолютные истины, о которых заставляет задуматься фильм. «Ошибки надо прощать», «семья – это главное», «не забывай кто и откуда ты», «цени то, что у тебя есть» - и это далеко не всё, о чем начинаешь размышлять, когда на экране появляются финальные титры. Кто-то может сказать, что все это банально и много раз было показано в других кинолентах. Однако, есть такие вещи, которые не вредно повторять. И даже не один раз.
Текст: Денис Зуев