Похожий на пряничный домик московский Государственный Театр Наций (бывш. Театр Корша) в сентябре вновь зажег фонари у своего нарядного подъезда и в уютном дворике перед Малой сценой. Новый сезон театр открыл непривычно рано — 5 сентября, и не в Москве, а в Туле, где побывал в рамках программы «Большие гастроли».
Фундаментальное размеренное существование, основанное на вековых традициях, - не для этого храма Мельпомены. Его молодой коллектив фонтанирует идеями и неукротимой энергией их воплощения. Творческая и общественная деятельность театра всегда в высочайшем градусе активности: здесь и участие во всех современных передовых фестивалях, создание лаборатории по поддержке театров малых городов России, организация собственного фестиваля — школы современного искусства «Территория» (01.-14.10.2014). Ведется работа над новым большим проектом - социальным документальным спектаклем «Прикасаемые» (при участии Фонда поддержки слепоглухих). Его эскиз будет представлен на ближайшем фестивале «Территория».
Малая сцена театра - экспериментальная площадка для начинающих режиссеров, актеров, авторов, художников, мастеров танца. Свой сезон они открывают тремя премьерами, среди которых и первый детский спектакль Театра Наций «Детский сад стихов» режиссера Полины Стружковой. В 2015 году молодые авторы осуществят постановку цикла спектаклей под названием «Русская классика». Первым уже в декабре отметится Дмитрий Волкострелов с премьерой «Русских романсов». К русской классике прикоснется и знаменитый американский режиссер Роберт Уилсон. Известный мастер театрального авангарда попробует по-своему прочесть «Сказки Пушкина».
Тему продолжит Филипп Григорьян гоголевской «Женитьбой». В проекте примет участие и французский режиссер Люк Бонди.
Одна из первых премьер на Малой сцене стала своеобразным продолжением празднования юбилея У. Шекспира. Лауреат премии «Золотая Маска» 2014 режиссер Тимофей Кулябин обратился к бессмертным сонетам великого драматурга.
Несмотря на модные виртуальные хэштеги перед названием, номерами стихов и музыкальных произведений, спектакль «#сонетышекспира» исполнен старинной неги и томления. Несколько молодых актеров чуть глуховатыми бесстрастными голосами проговаривают 13 сонетов, отобранных авторами постановки из 154, сочиненных Шекспиром. Режиссер провел исполнителей по вечному пути — влюбленность, страсть, расставание, прощание, смерть.
Каждый сонет словно оплетен кружевным венком из танца, света, музыки и драматургии.
Художник -постановщик Олег Головко разрешил колористику спектакля в удивительно стильном сером цвете. Единственное яркое пятно — нарцисс, небрежно брошенный в кувшин с молоком на рояле. Эта маленькая инсталляция в пространстве пьесы явилась самостоятельным художественным произведением, бесконечно притягивающим взгляд.
Свет распределяется по сцене мягкой пастелью (художник по свету Денис Солнцев). Контурная подсветка фигур на окне придает неповторимой сценической живописи особую нежность, заключая картинку в трепетную прозрачную рамку.
Хореография хрупка и изысканна. Юные исполнители передвигаются по сцене словно в истоме. Хореографы Евгений Кулагин и Иван Естегнеев минимализировали движения актеров, следуя режиссерскому замыслу создания статичных образов, подсказанных классикой мировой живописи.
Когда замедленность существования на сцене становится мучительно тягостной, спектакль взрывается драматичным танцем конфликта, ревности и ухода. Пластика актеров на несколько минут теряет усыпляющую томность и скоро вновь окутывается туманом спокойствия. Так и человеческая жизнь после бурления молодых чувств приходит к штилю увядания.
Призрачную потусторонность бытия в сером интерьере разрушают не без юмора поданные образы двух рабочих сцены. Они четко выполняют свои обязанности — развешивают реквизит, убирают подмостки, ставят свет, а в перерывах увлеченно пялятся в гаджеты и жуют «Доширак». Жизнь бесплотных возвышенных существ в декорациях будто бы стирается на фоне их полнокровного существования. Этот чудесный контраст иллюстрирует извечный конфликт возвышенного и плотского, в котором последнее, как более жизнестойкое, всегда одерживает верх. Рабочие ничтоже сумняшеся заливают водой видавший виды рояль, и он сходит на нет вместе с героями шекспировских сонетов.
Однако авторы спектакля еще слишком молоды, чтобы всерьез размышлять об увядании и уходе. Поэтому они предлагают светло улыбнуться противоречиям жизни, которые придают ей такое очаровательное разнообразие.